БЕЛЫЕ НОЧИ,

Или Клуб любителей Достоевского

 

Предмет: литература

Тема: мечтатель и мечтательство в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Продолжительность: 1 урок

Класс:10

 

Цель и задачи:

1)Познакомить учеников с ранним творчеством Достоевского

2)Формировать навыки анализа художественного произведения

3)Воспитать в детях стремление к доброте, внимательному и чуткому отношению к окружающим людям.

 

Ход урока:

1.      Вступительное слово учителя

-Ребята, сегодня на уроке мы прикоснемся к раннему периоду творчества Ф.М.Достоевского. Тема нашего рока «Мечтатель и мечтательство в повести Достоевского 40-х гг. «Белые ночи»

(На экран выводятся портрет писателя, иллюстрация к повести)

На дом вам было задано прочитать повесть, и, так как вы уже знакомы с текстом, мы будем заниматься анализом, разбирать проблематику произведения и, конечно, обратимся к образу главного героя, будем выполнять интересные задания.

2.      Беседа с классом

Вопросы:

1)      Понравилась ли вам повесть?

2)      Трудно ли было ориентироваться в тексте?

3)      Кто является главным героем «Белых ночей»?

4)      Кто в повести выступает рассказчиком?

 

Задание: Определить, в какой форме написана повесть.

(На экран выводится текстовое задание).

1.      Рассказ в рассказе

2.      Исповедь

3.      Повествование от лица автора

- Давайте обратимся еще раз к началу повести. Найдите в тексте оппозицию и попытайтесь объяснить, зачем она нужна автору.

- Какие еще оппозиции есть в тексте? Какую смысловую нагрузку они несут?

(На экран выводятся оппозиции текста в виде картинок).

- Как эти противопоставления связаны с самим мечтателем?

Вывод: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним описание жилища мечтателя.

Задание: В виде какой  геометрической фигуры вы бы представили квартиру мечтателя?

(Дети выбирают одну из представленных фигур, обосновывают свой выбор)

- Почему квартира мечтателя-«угол»?

- Какие цвета преобладают при описании квартиры?

- Как эта квартира характеризует героя?

(У Достоевского жилище всегда характеризует  героя)

Далее на основе вышесказанного дети сами делают вывод, выполнив задание.

Задание: Выбрать из перечисленных качеств те, которые, по вашему мнению, можно отнести к мечтателю

На экране:

1.      Озлобленность

2.      Скромность

3.      Доброта

4.      Жестокость

5.      Чуткость

6.      Искренность

7.      Лживость

8.      Трусость

9.      Сострадательность.

На следующем этапе урока обращаемся к развитию событий в повести.

Задание: Расставьте события в соответствующем порядке.

1.      Рассказ мечтателя

2.      Встреча с Настенькой

3.      Мечтатель спасает девушку

4.      История Настеньки

5.      Прощальное письмо

6.      Встреча Настеньки с женихом

7.      Непришедшее письмо

- Ребята, в своем рассказе Настеньке герой говорит о мечтателе. Кто такие эти мечтатели?

(На экран выводятся харектеристики)

1.      «Тип»

2.      «Оригинал»

3.      «Смешной человек»

- О чем мечтает герой? Попробуйте определить характер его мечтаний

На экране:

¾    Фантастический

¾    Романтический

¾    Приближенный к реальности

- Какое место в своих фантазиях отводит себе мечтатель? Как вы умаете, есть ли в этом опасность?

- Что помогло мечтателю не стать озлобленным, не ставить себя выше других?

Задание.(На экран выводятся зашифрованные слова, дети должны разгадать их, и это поможет им ответить на поставленный вопрос).

- Молодцы, ребята. А теперь давайте попробуем сформулировать свое определение мечтательства.

После обсуждения на экране появляется определение:

Мечтательство - это философия, особый тип видения мира, который имеет как привлекательные стороны, так и опасные последствия.

 

- В чем, по Достоевскому, опасность мечтательства?

- Как вам кажется, ребята, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства?

Итог урока:

Итак, ребята, сегодня на уроке мыв проанализировали повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», которая относится к раннему периоду творчества писателя. Мы обратились к главной теме повести и узнали, что мечтательство- это целая философия. Никогда нельзя забывать о той опасной черте, которая разделяет  мечту и реальность. Главный герой «Белых ночей» спасается любовью, добротой, видит после встречи с Настенькой все в истинном свете и по-настоящему любит и страдает.

Домашнее задание:

Ответить на вопросы, используя информацию из Интернета:

http://www.geocities.com/athens/ithaca/3880

Клуб любителей Достоевского

http://www.referatfrom.ru/ref/0/0/14846.html

Анализ произведений