Интегрированный урок (экономика и обществознание)

в 10 классах

Учителя: Попова Е.Г.

Гладкова Л.И.

Тема: Идеальное общество, какое оно? (урок-диспут)

 

Группе учащихся - 8 человек - даётся предварительное задание: подготовить краткую биографию и суть теории идеального общества Платона, Т. Мора, Т. Компанеллы, Риккардо, Р.Оуэна, А. Смита, К.Маркса, Д.М.Кейнса (выступления не более 4-5 минут).

 

Цели урока:

1.            Познакомить учащихся с развитием взглядов на идеальное общество, акцентировать внимание на принадлежность этих теорий к различным идейно-политическим течениям.

2.            Совершенствовать навыки публичных высказываний, умение задавать вопросы и отвечать на них, оценивать взгляды мыслителей с точки зрения прогрессивности, формулировать свою точку зрения на идеальное общество. Воспитывать культуру публичных выступлений, толерантность.

На доске написано высказывание Монтескье: «Я не согласен ни с одним словом, которые  вы говорите, но я готов ожидать жизнь за ваше право говорить это».

 

Вступительное слово учителя (1).

Идеальное общество. Какое оно? Ответ на этот вопрос пытались найти мыслители разных эпох. Одной из причин появления таких теорий было несовершенство общества, в котором жили мыслители, их стремления сделать всех людей счастливыми. Сегодня мы с вами познакомимся с учениями, которые возникли в разные эпохи: от Древней Греции до первой половины XX века. И, конечно же, эти учения будут чем-то похожи, и чем-то отличаться друг от друга. Но мы с вами должны отнестись ко всем с должным вниманием, помня слова французского просветителя Монтескье (внимание на доску).

Учитель(2).

Внимательно слушая выступления уважаемых мыслителей, вам необходимо будет заполнить таблицу, где чётко и кратко найдёт отражение основные идеи теорий. После каждого выступления вы сможете задать уточняющие вопросы. В конце урока вам предстоит вспомнить одно из предложенных письменных заданий.

 

Эволюция взглядов на устройство идеального общества

 

Учёный

Эпоха, страна

Устройство общества

Платон

 

Экономическая сфера:

 

Политическая сфера:

 

Т.Мор

 

Экономическая сфера:

 

Политическая сфера:

 

Т.Кампанелла

 

Экономическая сфера:

 

Политическая сфера:

                                                                                и т.д.

 


Выполните одно из следующих заданий:

 

Какие взгляды на общество были реализованы на практике? Какие воплощения теоретических положений Вы считаете наиболее удачными?

 

Каким Вы представляете идеальное общество?

 

 

Выступление учащихся- мыслителей, вопросы.

Заключительное слово:

Вы познакомились лишь с немногими учениями об идеальном обществе. Но, наверное, успели заметить, что одни мыслители видели основу идеального общества в частной собственности, а другие считали, что только ликвидация частной собственности - залог создания идеального общества. Поэтому мы можем отнести эти теории к различным идейно-политическим течениям:

А) либеральные: Риккардо, Оуэн, Смит, Кейнс.

Б) социалистические: Мор, Компанелла, Маркс (фамилии мыслителей называют учащиеся).

 

Как мы с вами убедились, спор об идеальном обществе пронизывает века. Но вопрос о том, каким же должно быть идеальное общество, остаётся и до сих пор открытым. И вам предоставляется возможность внести свой вклад в теорию идеального общества, ответив на второе задание. Или же вспомнить историю XX века и ответить на первый вопрос.