Карта уровней профессиональной компетенции (категорий) учителя

Уровни и категории

Главные характеристики уровня (профессионализм, творчество, мастерство, результативность, эффективность, оптимальность, индивидуальность)

Характер затруднений, недостатков, ошибок

6. учитель профессионал

Постоянное стремление к психологическому саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней. Психолог, осуществляющий все поиски от ученика и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки; индивидуальность

Затруднения преодолеваются с постоянным выигрышем; специальное создание ситуаций затруднений для совместного обсуждения учениками путей разрешения

5.учитель - исследователь

Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности

Затрудняения, сопровождающие исследование

4. Учитель - новатор

Поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения или воспитания. Творчество («открытие для других»). Эффективность в поисках нового. Четкая ориентация на психическое развитие учащихся как главный результат труда. Индивидуальность.

Затруднения, сопровождающие поиск и внедрение нового в практику

3. Учитель – мастер

Владение высшими образцами известных в науке и практике приемов. Повседневное решение нестандартных педагогических задач («открытие для себя»). Устойчивая высокая эффективность. Оптимальность (работа без перегрузок). Стремление учитывать развитие учащихся. Передача опыта другим учителям.

Затруднения и даже ошибки может использовать для достижения хорошего результата и постановки новых целей.

2. Учитель

Овладение основами профессии, применение известных в науке и в практике приемов. Повседневное решение нестандартных задач («открытия для себя»). Положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания (а не на развитие) учащихся 

Затруднения при овладевании новыми профессиональными приемами побуждают думать, указывают на слабые места

1. Учитель - стажер

Вхождение в практику профессии, опробование своих сил. Первые положительные результаты

Затруднения и недостатки, связанные с практическим освоением профессиональных знаний, умений, навыков; могут указывать на слабые места, могут тормозить разрушать деятельность

0. Профессию учителя лучше оставить

Отсутствие интереса к ученику, отсутствие интереса к профессии, к своему профессиональному развитию, отрицательная результативность, негативные последствия воздействия на ученика.

Устойчивые недостатки и ошибки без стремления осознать их причины и устранить