Ключевые компетенции

1. Учебно-познавательная     компетенция                 представляет     собой

самостоятельную познавательною деятельность ученика, включающую
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, с
использованием реальных познаваемых объектов. Сюда входят знания и
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными
навыками продуктивной деятельности: добыванием                 знаний

непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

К этой компетенции можно отнести способность видеть и решать проблемы. Развитость этой компетенции означает не только умение ученика справляться с предложенным ему тестом, но и то, что ученик любит решать проблемы, ему это нравится, и он делает это охотно, с удовольствием. Именно этим ключевая компетенция и отличается от просто способности, здесь акцент делается на стабильность мотивации.

на наличие определенной ценностной установки, которая работает в

разных областях приложения.

В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

2.     Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

3.           Коммуникативная   компетенция   включает   знание   необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми
и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными
социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить
себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию
и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется
необходимое      и     достаточное      количество     реальных     объектов
коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени
обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной
области.

4.           Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.

Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного /академического/ социального конфликта.

В качестве примеров наличия/отсутствия данной компетенции в области решения личных и социальных проблем можно привести следующие. Есть люди, которые с легкостью улаживают возможные разногласия и спорные ситуации в доме, на работе, с друзьями и т.д., а есть такие, которые незначительные расхождения во мнениях превращают в неодолимый конфликт.

5. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-

трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

6.      Общекультурная компетенция      круг вопросов, в которых ученик
должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой
культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества,
отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека,
их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами  организации  свободного
времени.

7.    Готовность к образованию через всю жизнь.