ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

1. Место урока в системе других уроков тематического плана.

2. Является ли первоопределяющим плана целеполагание и мотивация обучения (учебные, развивающие и воспитывающие цели урока).

3. Намечены ли пути реализации образовательных, развивающих и воспитывающих задач.

4. Имели ли место в планировании инновационные методы, приемы работы, дифференциация в обучении.

5. Учтены ли объем учебного материала со сложностью информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса.

6. Планируется ли на уроке использование наглядностей (ТСО, таблиц, опорных схем, иллюстраций, моделей, демонстрация опытов).

Использовалась ли обратная связь.

7. Способствует ли структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы.

8. В системе ли планируется повторение ранее изученного материала, имеют ли место связь ранее изученного материала с новым.

9. Объем и сложность домашнего задания, учтены ли учебные возможности класса и отдельных учащихся, подготовлено ли оно к результативному выполнению.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку.

2. Начат ли со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации).

3. Сообщена ли тема урока или подводите учащихся к самостоятельному определению ее, опираясь на их жизненный опыт и уже имеющиеся знания.

4. Ставите ли перед учащимися цель урока, даете ли установки перед выполнением заданий, завершенность этапов урока, акцентируете ли внимание учащихся на подготовке и раскрытии алгоритма темы.

5. Имеют ли место логические переходы от одного этапа урока к другому, значимость этапов урока в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей.

6. Позволила ли система предлагаемых вопросов, заданий, выявить типичные пробелы в знаниях учащихся  оперативно устранить их. Насколько качественно усвоили учащиеся алгоритм темы.

7. Подведен ли итог урока; смогли ли учащиеся выделить главное в теме, е алгоритм и значение в системе знаний учащихся.

8. Выполнялись ли психолого-гигиенические, эстетические требования, требования ТВ, проводилась ли физкультминутка.

9. Рационально ли использовано время урока, выполнен ли намеченный план, насколько обоснованы отступления от плана.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Формируете ли понятие на простом и частично известном материале, используете ли при этом наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации, модели), проводите ли опыты.

2. Побуждалась ли учебная активность учащихся (не менее двух активных методов). Проводите ли словарную работу с целью осознания учащимися учебного материала.

3. Ставите ли перед учащимися учебную проблему, даете ли установку слушать, выполнять действия на понимание и запоминание.

4. Развиваете ли у учащихся учение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм темы (в практических заданиях и действиях учащихся).

5. Имели ли место самостоятельные творческие работы, создаются ли в процессе обучения проблемные и нестандартные ситуации.

6. Разработаны ли виды проверки контроля знаний учащихся (не менее 2 рациональных методов); осуществляется ли обратная связь, ее эффективность.

7. Обеспечено ли при проверке знаний учащихся воспроизведение ими основных признаков изучаемого материала, понятий, связей; насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал.

8. Использовалось ли дифференцированное обучение, насколько адресно и эффективно оно было (проводиться обычно при индивидуальной проверке знаний, самостоятельной работе; учитывать объем и сложность заданий).

9. Требуете ли от учащихся полных ответов; уровень монологической речи.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Сочетались ли на уроке словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся с разными формами мышления.

2. Путем реализации знаний, создавались ли проблемные ситуации и разрешались ли они путем: проблемного объяснения; совместного с учителем разрешения; самостоятельного решения при руководящей роли учителя; самостоятельно.

3. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся.

4. Учебная деятельность на уроке разнообразна (не менее 2-3 рациональных видов): индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах.

5. Учитель побуждает учащихся к самопроверке, самоанализу и самокоррекции, организует взаимопроверку; учит умению давать объективную самооценку и оценку знаний товарищей, учит обосновывать.

6. Тон ведения урока доброжелательный, уверенный; просматривается четкость, деловитость, организованность.

7. Учитель корректно и объективно подходит к оценке деятельности учащихся, тактично отмечает слабые места. Несовершенства в отчетах, примерах, предложениях и действиях, провоцирует на вопросы и с благодарностью их принимает.

8. Текущий контроль проводиться на полном доверии, учитель не вмешивается на каждом шагу в работу учащихся, лишь при необходимости дает советы, рекомендует, проводит индивидуальную работу.

9. Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях; насколько качественно.

 

ИТОГ УРОКА И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Насколько прочно учащиеся усвоили алгоритм темы и их умение применять его в заданиях, практических, самостоятельных и творческих работах.

2. Отмечена ли значимость темы урока в формировании системы знаний учащихся.

3. Дана ли характеристика работы класс (показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки). Краткость и емкость анализа.

4. Умение учителя охватить типичное в успешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные возможности класса.

5. Имело ли место на уроке формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока, акцентировать при подведении итога.

6. Имела ли место коррекция объема и содержания домашнего задания, его дифференциация с учетом учебных возможностей класса и отдельных учащихся.

7. Даны ли четкая инструкция и методические советы по выполнению домашнего задания, привлекались ли знания и умения учащихся.

8. Работа по инструктированию домашнего задания в рамках времени урока.

9. Записаны ли на доске и в дневниках параграф, номера задач и заданий, главы тем, страницы, дано ли задание по повторению материала.

 

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1. Активность и работоспособность учащихся на уроке.

2. Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока.

3. Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности.

4. Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений.

5. Умение планировать, организовывать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью.

6. Умение учащихся распознать и выделять новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях.

7. Умение осуществлять проверку, самопроверку, взаимопроверку, давать самооценку и объективную оценку знаний товарищей; уметь обосновать.

8. Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию.

9. Корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, индивидуально и в группах.