Личностно ориентированное развивающее обучение
(И.С. Якиманская)
Лучший подарок для будущего - прошлое.
Якиманская
Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель
лаборатории РАО.
В технологии личностно
ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому
фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих
системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконинаи В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному
опыту жизнедеятельности, приобретенному
ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в
процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъектность
личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира
(содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности,
способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к
объектам познания (материальным и идеальным).
Классификационная
характеристика
По уровню
применения: общепедагогическая.
По философской
основе: прагматическая.
По основному
фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения:
ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на
личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).
По характеру
содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу
управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По
организационным формам: классно-урочная, индивидуально - дифференцированная.
По подходу к
ребенку: педагогика сотрудничества.
По
преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
По направлению
модернизации: альтернативная.
По категории
обучающихся: массовая.
Акцент целей
• Развить индивидуальные познавательные
способности каждого ребенка.
• Максимально выявить, инициировать,
использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
• Помочь личности познать себя,
самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные
свойства.
Гипотезы
• Ученик не становится субъектом обучения, а
им изначально является, как носитель субъектного опыта.
• Ученье есть не прямая производная от
обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому
очень действенный источник развития.
• «Вектор развития» строится от ученика к
определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его
развитию.
• Ученик ценен воспроизводством не столько
общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология
личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого
как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как
индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы,
приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать
субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов
познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В
образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности
(наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать,
описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта,
уровень его развития и т.п.).
Определяя сферы
человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются
индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности
(неадекватности) определенному виду деятельности.
Для каждого
ученика составляется образовательная программа, которая в отличие
от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей
ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа
должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития
под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный
процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на
совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно
учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме
учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания
самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН.
Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира.
Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и
педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в
состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения
является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны
ближайшего развития.
СУД.
Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное
умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные,
эмоциональные и операционные компоненты.
В
способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного
материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной
работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством
определения его индивидуальных особенностей.
СУД
рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.
Поскольку
центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность
ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и
дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является
раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем
определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
С
самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя
школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта
возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать
наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения,
Гибкие,
мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые
организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных
предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность
школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Постоянно
наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог
накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном
«профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за
учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его
познавательного (психического) развития и служить основным документом для
определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов,
индивидуальных программ обучения и т.п.).
Педагогическое
(клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной,
систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального
познавательного «профилям».
Технология
личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное
конструирование учебного текста, дидактического материала, методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за
личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии
дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно
говорить о построении личностно ориентированного процесса.
Основные
требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного
развивающего процесса:
" учебный
материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания
субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение
знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их
объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но
и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
• в ходе
обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием
задаваемых знаний;
• активное
стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно
обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в
ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен быть организован
таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий,
решении задач;
• необходимо стимулировать учащихся к
самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов
проработки учебного материала;
• при введении знаний о приемах выполнения учебных
действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы
учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не
только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций,
которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
•
образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию,
оценку учения как субъектной деятельности.
Позиции учителя:
- инициирование
субъектного опыта учения;
- развитие
индивидуальности каждого ребенка;
признание
индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный
выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
-
самопознание, самоопределение, самореализация.
Примечание. Аналогичная модель обучения
предложена американским психологом Д.Колбой: цикл обучения, исходящий из конкретного
опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения,
концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.