Определение типа урока.

 

Цель

Тип урока

Структура урока

Восприятие и первичное осознание нового материала

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ

Закрепление знаний и выработка умений по их применению

Закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация ведущих способ действий – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений

Выработка умений и самостоятельность применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях

Комплексное применение знаний

Мотивация – актуализация комплекса знаний – образец применения знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самоконтроль – контроль – коррекция  

Систематизация знаний и способ действий

Обобщение и систематизация знаний

Мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний и умений – установление внутрипредметных и межпредметных связей – самоконтроль – контроль – коррекция  

Определение уровня овладения знаниями и способами действий

Проверка, оценка и коррекция знаний

Мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка и самооценка – коррекция 

 

Построение урока.

 

Объект анализа

Оптимальное состояние

1

Цели и задачи педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности умения на уроке определяется с учетом знания особенностей класса и содержания материала. Реализуется комплексное предварительное планирование задач образования, развития и воспитания учеников

2

Планирование учебных задач

Задачи развития и образования обсуждаются на уроке с учащимися. Формируются личные цели учеников

3

Пути решения поставленных задач

Пути решения задач урока обсуждаются с учащимися

4

Структура урока

Предполагается гибкая структура урока, т.е. осознанный выбор последовательности его этапов учителем и обсуждением их с учениками

5

Планирование изучения учебного материала

С учетом поставленных учебных задач на уроке четко выделяется главное, существенное, укрупняются дидактические единицы, повышается уровень обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания, привлекается личный опыт учащихся. Осуществляются межпредметные и внитрипредметные связи. Обеспечиваются целостность и проблемность изучения материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий   

6

Методы и средства обучения

Осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса. Внесение необходимых коррективов в методы обучения про ходу урока. Рост поисковой творческой деятельности, сокращение числа однородных упражнений. Регулярная самостоятельная работа становится источником знания. Возрастание роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов   

7

Формы обучения

Обоснованный выбор форм обучения и познавательной деятельности учащихся. Использование кооперативных форм обучения школьников

8

Права ученика на уроке

Реализация прав ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, форм обучения и контроля

9

Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса

Общение между участниками учебного процесса становится межличностным и носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое и растет коллективное направляющее руководство, появляются группы учащихся, работающих в рамках самоуправления. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя обратная связь заменяется самоконтролем   

10

Контроль и оценивание знаний

Обоснованное сочетание контроля со стороны учителя с взаимным самоконтролем школьников. Интерес учителя и ученика должен быть направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития

11

Итоги урока

Обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел повторить, изменить в дальнейшей работе

12

Домашние задания

Дифференцированные домашние задания, предполагающие свободный выбор объема, уровня трудностей и характера заданий со стороны учеников 

 

Документация.

 

Цель проверки

Документация, подлежащих аналитической обработке

Оценка в баллах

1

2

3

1. Эффективность обучения: динамика знаний, способностей, нравственно-этической ориентации учащихся в младшем и среднем звене, среднем и старшем звене 

Сравнительный анализ журналов вторых и пятых классов (не менее чем двух); восьмых и десятых классов (не менее чем двух). Анализ журналистов может по решению экспертной группы заменять аналогичный срез или рассматриваться как подтверждающий результат среза   

Максимальная оценка 30

2. Умение создавать нормальные условия для функционирования школьного коллектива в соответствии с физиологическими требованиями, финансово-экономической обеспеченностью и правовой защищенностью каждого ученика образовательного процесса 

Анализ актов СЭС, пожарной службы, расширенного медицинского осмотра. Сравнительный анализ сметы расходов на содержание образовательного учреждения и периодической отчетности об исполнении сметы расходов. Анализ документов (договоры, акты, протоколы заседаний совета школы и т.д.), определяющих наличие собственных средств школы и их расходование   

0,5

3. Умение организовывать всех участников учебно-воспитательного для достижения образовательных целей

Анализ учебно-воспитательного плана, протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе, протоколов общешкольных конференций, собраний, соревнований, совещание (за два года) 

0,5

4. Умение обеспечивать взаимодействие различных структурных подразделений школьного коллектива

Сравнительный анализ устава школы и документов оперативного характера: книги приказов по личному составу, тетради по комплектованию кадрами, протоколов педсоветов (за два года)    

0,5

5. Умение сопоставлять образование в разных регионах с целью обмена опытом, соотносить опыт других школ с конкретными условиями своей школы для продуктивного его использования 

Анализ докладов, выступлений, публикаций руководителя в прессе (не менее трех за последние два года)

0,5

6. Умение анализировать урок

Сравнительный анализ тетради посещенных уроков двух-трех учителей с их аттестационной характеристикой или описанием их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе. Учителя, анализ уроков которых предлагает руководитель, должны иметь различную квалификацию

0,5

7. Умение анализировать управленческие совещания и проводить их

Сравнительный анализ тетради совещаний при участии директора и протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе и учебно-воспитательного плана школы

0,5

8. Умение анализировать внеклассное мероприятие

Сравнительный анализ тетради посещенных внеклассных мероприятий двух-трех педагогов и их аттестационных характеристик или описания их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе

Педагоги, анализ мероприятий которых предлагает руководитель, должны иметь различную квалификацию   

0,5

9. Умение анализировать различные виды и формы обучения школьников

Анализ экспериментальных планов и программ, утвержденных данным руководителем или получивших педагогическое обоснование. Сравнительный анализ аналитической части учебного плана школы и предложенных в нем новых видов и форм обучения школьников (за два года)

0,5

10. Умение давать объективную оценку деятельности участников образовательного процесса и собственной работе

Сравнительный анализ описания работы учителей (двух-трех с различным уровнем профессиональной подготовки) по протоколам педсоветов, книге приказов по учебно-воспитательной работе и характеристик этих учителей. Сравнительный анализ отчетов руководителя на различных управленческих собраниях (не менее двух) и документов, в которых должны реализовываться принципиальные заявки данного руководителя. Сравнительный анализ документов, в которых подвергается критике аттестуемый руководитель, и представленные им отчеты документы (при наличии таковых)  

0,5

11. Обоснование статуса образовательного учреждения

Сравнительный анализ положения о данном типе образовательного учреждения и наличии документов

0,5

12. Взаимосвязанные и координированные действия школы, родителей и правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступности среди школьников

Анализ воспитательных планов, протоколов совета школы и педсоветов. Сравнительный анализ тетради регистрации правонарушений в школе и в КДН

 

13. Взаимосвязанные и координированные действия школы, учреждений культуры, спорта и других общественно-воспитательных учреждений по повышению общей культуры учащихся и воздействию на их образ жизни

Анализ воспитательных планов и классных журналов. Сравнительный выборочный анализ классных журналов (двух-трех классов) и документов учреждений, в которых учащиеся данных классов занимаются

от 1

14. Создание условий для сочетания различных форм обучения

Проверка учебных планов и расписания факультативов, индивидуальных планов учащихся

от 0,5

15. Педагогический потенциал образовательного учреждения

Проверка тарификационной ведомости и книг приказов по личному составу (за два года)

от 0,5

16. Связи с учреждениями профессионального образования (начального, среднего и высшего) и производством

Проверка справок о трудоустройстве и поступлении выпускников в высшие учебные заведения

от 1

17. Неординарные результаты учащихся

Проверка книги приказов по учебно-воспитательной работе и других документов

от 0,5

 

Профессиональная подготовленность учителя

 

п/п

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Оценка

(1-5)

1

2

3

4

Для второй квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

1

Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучаемого

Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности

 

2

Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов 

Обеспечить реализацию базисного учебного плана

 

3

Основные положения современной дидактики и теории воспитания 

Рационально использовать их в учебном процессе

 

4

Структуру своего учебного предмета по этапам обучения

Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения

 

5

Понятийный аппарат и терминологию предмета

Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета

 

6

Цели обучения

Достигать поставленных целей педагогической деятельности

 

7

Типологию уроков

Использовать различные типы уроков в зависимости учебных целей

 

8

Формы и принципы планирования урока(ов)

Использовать различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики

 

9

Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока

 

10

Формы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Осуществлять промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем сформированности знаний, умений и навыков учащихся

 

11

Современные системы внеклассной работы

Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем

 

12

Возвратные и индивидуальные особенности учащихся 

·   Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.

·   Сохранять контингент учащихся.

·   Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности 

 

13

Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы 

Формировать в процессе воспитательной работы специально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к школьникам

 

14

Основную психолого-педагогичекую и методическую литературу

Использовать в своей преподавательской деятельности рекомендации, содержащиеся в современной психологической и методической литературе

 

15

Функциональные обязательности

·   Организовывать собственную деятельность: 1) оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности;

2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.

·   Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся

 

 

2. Для первой квалификации категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на первую квалификацию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующие: 

16

Теоретические основы преподавательского метода:

·   историю развития и методики преподавания;

·   место и роль предмета в системе школьного образования;

·   содержание предмета  

·   Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.

·   Преподавать с учетом различных уровней обученности и развития учащихся

 

17

Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении

·   Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий.

·   Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

·   Стимулировать самостоятельность учащихся в учении 

 

18

Современные средства обучения

Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий

 

19

Основные положения личности ориентированного обучения

Применять основные положения в процессе обучения:

1)      учить учащихся ставить собственные цели обучения;

2)      согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;

3)      применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;

4)      адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;

5)      формировать у учащихся приемы учения 

 

20

Технологию диагностики мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания

·   Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.

·   Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.

·   Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития  

 

21

Теорию и практику коммуникации с детьми и взрослыми

Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участками образовательного процесса 

 

3. Для высшей квалификации категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее:

22

Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики

Осознанно строить ход образовательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки

 

23

Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания

В меру необходимости использовать в учебном процессе современные достижения науки и методики преподавания

 

24

Модель педагогического процесса как целостного явления

Реализовывать системный подход к учебному процессу, определять оптимальные структурные компоненты урока

 

25

Сущность современных образовательных технологий

·      Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников.

·      Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.

·      Формировать у школьников информационные умения, т.е. умения поиска и переработки информации.

·      Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций 

 

26

Способы интегрированного изучения смежных предметов

Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира

 

Уровень теоретических знаний и оценка умений учителя.

 

Отметка в баллах

Квалификация (теоретические знания)

Умения

1

2

3

5

Аттестуемый показал глубокие и прозрачные по данному аспекту, дал четкие ответы на дополнительные вопросы

Аттестуемый владеет данными в полном объеме

4

Аттестуемый хорошо знает теоретический материал, не допускает при ответе существующих ошибок 

Аттестуемый владеет обозначенным умением на достаточно высоком уровне

3

Ответы аттестуемого содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки и неточности

Аттестуемый владеет указанным умением

2

Знания весьма поверхностные и фрагментарные

Аттестуемый владеет данными умением

1

По данному вопросу теоретические знания отсутствуют

Указанное умение аттестуемого отсутствует

 

Показатели

Оценки в баллах

1

2

3

4

5

6

7

Результаты методической подготовки учителя

1

Степень достижения цели обучения

1.1. Цели не ставятся на уроках и вызывают трудности при формулировке, цели урока не достигаются

1

 

 

 

 

1.2. Цели обучения ставятся на отдельных уроках, но не всегда достигаются

 

2

 

 

 

1.3. Цели обучения ставятся учителем и достигаются на отдельных уроках

 

 

3

 

 

1.4. Цели ставятся на каждом уроке, однако учащиеся не привлекают к формулировке личных целей, подведению итогов урока. Тем не менее цели уроков, поставленные учителем, регулярно достигаются

 

 

 

4

 

1.5. Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению личных и коллективных целей

 

 

 

 

5

2

Оптимальность использования методов, средств и организационных форм обучения

2.1. Уроки проводятся однообразно; при раскрытии тем используется в основном пересказ материала учебника

1

2

3

 

 

2.2. Кроме традиционных, используются средства, организационные формы и методы обучения, в том числе авторских

 

 

 

4

 

2.3. Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов обучения, в том числе авторских

 

 

 

 

5

3

Использование новых педагогических технологий

3.1. О новых технологиях имеется некоторое представление, применяются лишь традиционные

1

2

 

 

 

3.2. Кроме традиционных, используется некоторые элементы новых педагогических технологий

 

 

3

 

 

3.3. Хорошая осведомленность о новых технологиях и использование некоторых из них

 

 

 

4

 

3.4. Используется оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, что обеспечивает эффективность обучения 

 

 

 

 

5

4

Типология уроков

4.1. Нет системы в выборе типов уроков, наблюдается единообразие типов  

1

2

 

 

 

4.2. Эпизодически практикуются разные типы уроков

 

 

3

 

 

4.3. Тип урока определяется поставленной целью

 

 

 

4

 

4.4. Применяются типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную творческую деятельность учащихся и обеспечивающие высокое качество обучения 

 

 

 

 

5

5

Нормы оценки учащихся

5.1. Не знает норм оценки знаний, умений и навыков, оценивает интуитивно 

1

 

 

 

 

5.2. Знает нормы оценок знаний, но оценивает интуитивно

 

2

 

 

 

5.3. Использует только поурочный и четверной контроль

 

 

3

 

 

5.4. Оценивает знания учащихся в соответствии с установленными нормами, но не обучает учащихся навыками самоконтроля и самооценки

 

 

 

4

 

5.5. Использует все виды контроля, знает нормы оценок и формирует у учащихся навыки самоконтроля и самооценки 

 

 

 

 

5

6

Уровень использования воспитательного потенциала предмета

6.1. В процессе обучения учителя лишь частично реализуется воспитательный потенциал изучаемого предмета

1

2

3

 

 

6.2. В процессе обучения достаточно широко использует воспитательный потенциал изучаемого предмета

 

 

 

4

 

6.3. Учителем достигается гармоничное единство между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу 

 

 

 

 

5

7

Наличие систем внеклассной работы

7.1. Система внеклассной работы отсутствует, внеклассные занятия проводятся эпизодически

1

2

3

 

 

7.2. Система внеклассной работы разработана, однако уровень ее реализуется удовлетворительный, вовлеченность учащихся недостаточно высокая

 

 

 

4

 

7.3. Функционирует эффективная система внеклассной работы, вовлеченность учащихся высокая 

 

 

 

 

5

8

Использование наглядности и ТСО

8.1. ЭВМ, ТСО и средства наглядности не используются

1

2

 

 

 

8.2. Наглядность и ТСО используются редко и, как правило, неэффективно

 

 

3

 

 

8.3. Наглядность и ТСО используются достаточно широко и достаточно эффективно

 

 

 

4

 

8.4. Наглядность и ТСО используются систематически, обоснованно, в полном объеме и достаточно эффективно

 

 

 

 

5

9

Соответствие уровня подготовки учащихся требованиям государственного стандарта общего среднего образования

9.1. Частично соответствует

1

2

3

 

 

9.2. В основном соответствует

 

 

 

4

 

9.3. Соответствует всем параметрам

 

 

 

 

5

10

Качество знаний учащихся по предмету

10.1. До 30%

1

2

 

 

 

10.2. От 30% до 40%

 

 

3

 

 

10.3. От 40% до 50%

 

 

 

4

 

10.4. Выше 50%

 

 

 

 

5

11

Результаты участия обучаемых в конкурсах, олимпиадах и других творческих мероприятиях (за три последних года)

11.1. Ученики нигде не принимали участие

1

 

 

 

 

11.2. Ученики участвовали в районных (городских) мероприятиях

 

2

 

 

 

11.3. Ученики стали призерами районных (городских) мероприятий

 

 

3

 

 

11.4. Ученики участвовали в мероприятиях областного и федерального уровней

 

 

 

4

 

11.5.Ученики стали призерами областных и федеральных мероприятий

 

 

 

 

5