ПИШЕМ ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ

 

Руденко Г. Л., педагог Центра дополнительного образования детей

Г. Удачного Республики Саха (Якутия), руководитель студии

«Довузовская подготовка. Русский язык»

Задачи:

- расширение знаний обучающихся о жанре эссе;

- развитие навыка написания творческого эссе с опорой на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

- развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;

- воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

Оборудование:

· маркерная доска;

· «ПАМЯТКА №1» - 8 шт., «ПАМЯТКА №2» - 8 шт.;

· карточки с творческим заданием – 8 шт.;

· разноцветные лепестки с надписями – 14 шт.;

· живой цветок для описания – 1 шт.;

· бланки с рисунками – 16 шт.;

· цветные картинки – 8 шт.;

· фломастеры – 8 шт., ручки – 8 шт.; листочки – 8 шт.;

· ваза с цветами.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.                  Вхождение в занятие

1.     Приветствие

Педагог. Здравствуйте, ребята! Одним из принципов нашей работы является работа в круге. Но перед началом давайте поделимся, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.

Прием педагогической техники «Мое лицо»

ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное.

Педагог. Изобразите на вашем рисунке выражение лица, которое соответствует вашему настроению.

Педагог. Спасибо, я надеюсь, что у ребят, которые изобразили грустное или серьезное лицо, настроение к концу занятия улучшится.

Итак, начнем работу. Тема нашего занятия «Творческое эссе».

Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, мы расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной творческой работе.

 

II.               Актуализация опорных знаний

1.    Погружение в тему

Педагог. Прежде чем мы займемся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

Хочу напомнить вам, что ЭССЕэто разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Вы знаете, что жанр эссе возник на рубеже XVII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии.

Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и обычное сочинение по литературе: вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

2.    Словарная работа с «ПАМЯТКОЙ №1»

Педагог. Ребята, если вам в конспекте встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, в этом вам поможет ПАМЯТКА №1. Она пригодится вам на уроках литературы и русского языка в школе.

 

Памятка №1

1.   Афористичный – построенный на афоризмах, содержащий афоризм.

2.   Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

3.   Образность (образ) – живое, наглядное представление о ком-чем-нибудью

4.   Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

5.   Философский – глубокомысленный, серьезный.

6.   Раздумье – состояние сосредоточенности, задумчивости.

7.   Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

 

3.  Первичное закрепление полученных знаний. Прием педагогической техники «Своя опора»

ФОРМУЛА: группа составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу.

Педагог. А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветный конспект, на лепестках которого написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам необходимо убрать лишние лепестки. Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжайте.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциация, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциация, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

Педагог. Спасибо, мы справились с заданием.

 

 

 

III.             Применение новых понятий и способов действия

1.  Словарная разминка. Игра в «Ассоциации»

Педагог. Ребята, продолжаем нашу творческую работу, давайте теперь перейдем к творчеству.

Перед вами цветок. О чем вы думаете, глядя на него, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Итак, я начинаю: ЦВЕТОК благоухающий… (ребята продолжают: зеленый, красивый, цветущий, розовый, голубой, прекрасный, нежный, пахнущий, радует глаз и т. д.)

Педагог. А теперь мне бы хотелось, что бы мы с вами наполнили наши ассоциации позитивным содержанием. Например: Зеленый цвет успокаивает. (Ребята продолжают: розовый цвет – это символ нежности; жёлтый цвет – это символ солнечного цвета; красота спасет мир и т. д.)

2.  Творческое задание на развитие логики «Мини-эссе»

Педагог. Ребята, мы продолжаем творческую работу. Давайте с вами попытаемся составить мини-эссе на тему «Цветок». Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связанны. Итак, я начинаю: За окном мороз, воет вьюга, а передо мной стоит красивый благоухающий цветок. Его красота восхищает меня… Вы продолжаете.

3.  психологическая разгрузка (смена вида деятельности, формирование определенных эстетических представлений)

Педагог. А сейчас давайте немного отвлечемся от нашей работы.

Приближается прекрасный праздник (например, 1 Мая, 9 Мая, 1 сентября и т. д.). Вы знаете, что в этот день всегда дарят цветы любимым людям, и мне бы хотелось, чтобы мы с вами сегодня подарили цветы друг другу и что-нибудь пожелали. (педагог выставляет на стол вазу с цветами, изготовленными обучающимися студии «Цветы и Ткани».)

Как правильно это сделать, указано в памятке №2. она поможет вам в дальнейшем правильно выбрать букет и подарить его.

 

ПАМЯТКА №2

С древнейших времен цветам придавали символическое значение: это один из самых откровенных языков, который позволяет проявить свое отношение к окружающим. Порой, подаренный букет оказывается гораздо красноречивее слов. Выбирая цветы для подарка, обязательно принимают во внимание не только возраст, но и пол человека, которому они предназначены. Цветы должны обязательно соответствовать случаю. Число цветов в букете должно быть нечетным.

Мальчикам и девочкам дарят небольшие, но красочные и яркие букеты, составленные из мелких цветов светлых, теплых, нежных оттенков.

Взрослым людям дарят букеты на высоких стеблях. Очень большие букеты дарят в исключительно торжественных случаях.

Причем женщинам дарят как букеты, так и одиночные цветы. Молодым женщинам и девушкам дарят цветы светлых тонов: розовые или желтые, так как они являются символами нежности и солнечного цвета. Любимым женщинам преподносят орхидеи.

Мужчинам дарят гладиолусы, гвоздики, георгины, красные розы и другие строгие цветы на длинных стеблях.

Недопустимо дарить слегка увядшие цветы, это воспринимается не только как нарушение правил этикета, но и как оскорбление.

Все цветы обычно упаковывают в бумагу, целлофан или коробки, однако преподносят, предварительно освободив от обертки.

Педагог. Я уверена, что каждому из вас было приятно получить в подарок цветок, пусть этот цветок останется у вас на память о нашем занятии.

4.   творческая работа в микрогруппах.

Педагог. А теперь продолжим нашу работу.

С помощью цветных картинок, которые вы сами выберете, мы разделимся на микрогруппы (по 2 человека в каждой группе).

Я хотела бы напомнить вам, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и мы с вами попытаемся сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.

Здесь педагог раздает карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.

ВСТУПЛЕНИЕ: Жил-был ЦВЕТОК…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Захотел однажды ЦВЕТОК путешествовать и отправился…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: И понял ЦВЕТОК, что…

5.  Проверка выполненного задания

Педагог. А теперь, ребята, давайте послушаем, что у нас с вами получилось. Представьте, что мы с вами работаем на радио в рубрике «Литературная страничка», и нашими слушателями являются маленькие дети. Озвучте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.

1-я группа озвучивает свою мини-сказку:

«Жил-был Цветок. Рос он гордо на своей маленькой полянке. Ни с кем не хотел дружить, ни к кому не ходил в гости. Считал Цветок, что друзья ему не нужны.

Захотел однажды Цветок путешествовать, посмотреть, как живут другие. И отправился он на соседнюю полянку, но вдруг налетел сильный порыв ветра и понес его в противоположную сторону – в темную лесную чащу. Было там очень холодно, темно и страшно. Испугался Цветок, начал звать на помощь. Но никто не слышал его. И понял Цветок, что без друзей на свете жить нельзя».

Остальные группы озвучивают свои мини-сказки.

Педагог. Мы с вами успешно справились с заданием. Я благодарю всех за работу.

 

IV.            Итог занятия

Прием педагогической техники «Резюме»

ФОРМУЛА: обучающиеся по кругу отвечают на вопросы.

Педагог. Итак, наше занятие подходит к концу. Подведем итог нашей работы. Давайте еще раз поговорим, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Обратимся снова к разноцветным лепесткам.

Здесь ребята используют лепестки, выложенные в форме цветка ЭССЕ, на которых написаны слова: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся еще раз повторяют, в чем заключается жанровое своеобразие эссе.

Я надеюсь, что эти знания помогут вам в школе, и вы сумеете применить их при написании творческой работы на ЕГЭ.

 

V.               Выход из занятия

Прием педагогической техники «Мое лицо»

ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное.

Педагог. В заключение нашего занятия, ребята, я хотела бы узнать, каково ваше настроение на данный момент. Изобразите на вашем рисунке выражение лица, которое соответствует вашему настроению.

Педагог. Спасибо всем за работу, занятие окончено, до свидания.