Софья: презирает, любит, фальшивит

«Технология развития критического мышления» (ТРКМ) и ее составная часть «Чтение и письмо для критического мышления» (ЧПКМ).

У технологии ЧПКМ три принципиальных основания. Это технологическое обеспечение:

- развития критического мышления (способность структурировать знания, идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять ошибки, в рассуждениях, делать разумные заключения из найденной в различных источниках информации, а также рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения);

- освоения культуры работы с текстом (как устным, так и письменным);

- самостоятельности, активности учеников, их совместной работы с текстом (как устным, так и письменным);

- самостоятельности, активности учеников в учебном процессе, возможности опоры на личный опыт.

Приемы работы с текстом:

а) чтение с остановками и составление «древа» прогнозов;

б) кластер;

в) «тонкие» и «толстые» вопросы;

г) «мозговой штурм»;

д) РАФТ:

Р – роль (от имени кого этот текст),

А – аудитория (кому адресован текст),

Ф – форма (письмо, поток сознания, записка дневник и т.д.),

Т – тема (о чем);

е) дебаты;

ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.

Герои

Что хотели?

Что делали?

Что получили?

 

 

 

 

 

Организация образовательного пространства

Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе – все это требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства основной школы. Образовательное пространство основной школы должно включать в себя наряду с традиционными кабинетами (где осуществляется учебная деятельность по учебным предметам) места для самостоятельной работы:

·  достаточно обширную библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах – полки со справочной литературой и материалами для самопроверки, в любую минуту доступные ученикам и учителям;

·  лаборатории для свободных опытов;

·  компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;

·  выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

Оценка деятельности

Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:

ü     владение способами познавательной деятельности;

ü     умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

ü     коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

ü     самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

 

Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении

Тьютор помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

ü     владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;

ü     инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

ü     предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

ü     помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;

ü     является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.

Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.

Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора – не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребенку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной коррекцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребенком проделанного пути.
з) «продвинутая линия» (маркировка текста);

и) синквейн;

к) «шесть шляп мышления».

 

Прием «РАФТ» обеспечивает эмоциональное, познавательное, информативное и аналитическое восприятие текста.

 

Дарья Клименко (10-й класс)

Роль: Андрей Болконский.

Аудитория: для себя.

Форма: дневник.

Тема: Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.

Вчера я опять имел сомнительное удовольствие побывать в салоне Анны Павловны Шерер. Бесконечная череда вечеров, которые так любит Лиза, уже успела мне изрядно надоесть.

В салоне собиралось все высшее общество, «элита» Петербурга. Мне начинает казаться, что ничего нового в этом круге людей произойти не может: там изо дня в день обсуждаются одни и те же слухи, сплетни о Бонапарте, все так же восхваляется наш милостивый государь император и высказывается никчемный, ничем, кроме слов, не подтвержденный патриотизм. Ни аббат Морио, ни Виконт Монмартр, ни дурак Ипполит Курагин, беседой с которым Лиза старается возбудить во мне ревность, - ничто не способно уже разогнать мою скуку.

 

Ольга Омеляшко (10-й класс)

Роль: Анна Шерер.

Аудитория: приятельница.

Форма: беседа.

Тема: Вечер в салоне А. П. Шерер.

Душечка, Екатерина Петровна, как я рада, что вы зашли! Вчера в моем салоне состоялся небольшой прием. Очень жаль, что ваш муж слег с ангиной и вы не смогли прийти. У меня собирались милые люди. Я уверена, Юрию Павловичу очень бы понравилось. Я же помню, как он яростно обсуждает политику Наполеона. Так вот, Екатерина Петровна, вчера все только об этом и говорили. Что был, вы спрашиваете? Андрей Болконский со своей Лизонькой. Такая милая девочка, я вам скажу. Только вчера она была как будто не в себе, смотрела весь вечер только на своего мужа, а он ее не ценит. Сидел весь вечер со скучающим видом, как будто он выше и умнее присутствующих. В разговоре не участвовал, не поддерживал беседу. Ну как так можно, душечка моя? Ах да, князь Андрей разговаривал с Пьером, этим юным созданием.

Екатерина Петровна, Юрий Павлович уже, говорите вы, пошел на поправку? Как замечательно, я так беспокоилась! Вы ведь знаете, граф Безухов умирает, лежит при смерти! Говорят, все, что у него было, он завещает Пьеру.

Прием «синквейн». Синквейн – французское слово, в переводе на русский – «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Анализ рассказа Ивана Бунина «Качели» завершился написанием синквейнов.

 

Елена Францева (11-й класс)

Мечта

Неотступная, манящая,

Притягивает, завет, влечет.

Как звезда моя парящая

Уплывает.

Роман Воронин (11-й класс)

Качели,

Быстрые, лихие,

Летели, взмывая, стремясь

Нас в небеса отчаянно голубые

Забрать.


 

Прием «Кластер». Работа с понятиями, структурирование знаний.

Пример кластера к образу Софьи из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

(См. схему)

 

Приемы работы с текстом