СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

- на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

- на уровне применения знаний по образцу;

- на уровне применения знаний в новой ситуации;

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

3. Изложение материала на уроке мажет быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотром видеофильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения – объяснительно-иллюстрированным или проблемным.

Одним из основных требований к уроку является научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.

Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы весьма нелегкая задача. Это, во-первых, внесение в изложение содержания разных категорий учащихся, памятуя, что самое сложное содержание может оказаться не под силу некоторым для активного усвоения, но должно быть понятно всем.

Это, во-вторых, поручение заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудного содержания заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.

4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., а шаги, обуславливающие движение к цели урока, то есть усвоение его содержания.

5. На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.


Цель

Тип урока

Структура урока

Восприятие и первичное осознание нового материала

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ

Закрепление знаний и выработка умений по их применению

Закрепление новых знаний

Мотивация – актуализация ведущих способ действий – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений

Выработка умений и самостоятельность применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях

Комплексное применение знаний

Мотивация – актуализация комплекса знаний – образец применения знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самостоятельное комплексное применение знаний – самоконтроль – контроль – коррекция  

Систематизация знаний и способ действий

Обобщение и систематизация знаний

Мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний и умений – установление внутрипредметных и межпредметных связей – самоконтроль – контроль – коррекция  

Определение уровня овладения знаниями и способами действий

Проверка, оценка и коррекция знаний

Мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка и самооценка – коррекция