п/п

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Оценка

(1-5)

1

2

3

4

Для второй квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

1

Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучаемого

Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности

 

2

Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов 

Обеспечить реализацию базисного учебного плана

 

3

Основные положения современной дидактики и теории воспитания 

Рационально использовать их в учебном процессе

 

4

Структуру своего учебного предмета по этапам обучения

Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения

 

5

Понятийный аппарат и терминологию предмета

Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета

 

6

Цели обучения

Достигать поставленных целей педагогической деятельности

 

7

Типологию уроков

Использовать различные типы уроков в зависимости учебных целей

 

8

Формы и принципы планирования урока(ов)

Использовать различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики

 

9

Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока

 

10

Формы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Осуществлять промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем сформированности знаний, умений и навыков учащихся

 

11

Современные системы внеклассной работы

Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем

 

12

Возвратные и индивидуальные особенности учащихся 

·  Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.

·  Сохранять контингент учащихся.

·  Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности 

 

13

Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы 

Формировать в процессе воспитательной работы специально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к школьникам

 

14

Основную психолого-педагогичекую и методическую литературу

Использовать в своей преподавательской деятельности рекомендации, содержащиеся в современной психологической и методической литературе

 

15

Функциональные обязательности

·  Организовывать собственную деятельность: 1) оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности;

2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.

·  Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся

 

 

2. Для первой квалификации категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на первую квалификацию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующие: 

16

Теоретические основы преподавательского метода:

·  историю развития и методики преподавания;

·  место и роль предмета в системе школьного образования;

·  содержание предмета  

·  Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.

·  Преподавать с учетом различных уровней обученности и развития учащихся

 

17

Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении

·  Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий.

·  Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

·  Стимулировать самостоятельность учащихся в учении 

 

18

Современные средства обучения

Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий

 

19

Основные положения личности ориентированного обучения

Применять основные положения в процессе обучения:

1)      учить учащихся ставить собственные цели обучения;

2)      согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;

3)      применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;

4)      адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;

5)      формировать у учащихся приемы учения 

 

20

Технологию диагностики мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания

·  Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.

·  Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.

·  Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития   

 

21

Теорию и практику коммуникации с детьми и взрослыми

Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участками образовательного процесса 

 

3. Для высшей квалификации категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее:

22

Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики

Осознанно строить ход образовательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки

 

23

Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания

В меру необходимости использовать в учебном процессе современные достижения науки и методики преподавания

 

24

Модель педагогического процесса как целостного явления

Реализовывать системный подход к учебному процессу, определять оптимальные структурные компоненты урока

 

25

Сущность современных образовательных технологий

·     Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников.

·     Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.

·     Формировать у школьников информационные умения, т.е. умения поиска и переработки информации.

·     Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций 

 

26

Способы интегрированного изучения смежных предметов

Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира