Во славу матушки России

Дворянство в конце XIX – начале XX века

Цель урока: показать уникальность дворянского сословия в жизни России; развивать умения учащихся сопоставлять ценностные ориентиры прошлого и современного поколений.

Тип урока: урок углубления знаний.

Форма урока: комбинированная.

Литература по теме урока:

  1. Бердяев Н.А «Самопознание», Л., Лениздат., 1991
  2. Блок А.А. «Возмездие». В кн. Блок А. Собрание сочинение в 8-ми томах. Том 6.
  3. «Великий князь Александр Михайлович». Книга воспоминаний. М., «Современник», 1991.
  4. Гордин Я.А. «Дуэли и дуэлянты». СПб., Пушкинский фонд, 1996.
  5. К.Р. «времена года». Избранное. СПб., «Северо-Запад», 1994.
  6. Милюков П.Н. «Воспоминания». М., «Варгиус», 2001
  7. Муравьева О.С. «Как воспитывали русского дворянина». СПб., 1999.
  8. «Новейшая История Отечества». XX век. В двух томах. Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. М., «Владос», 1998. Том 1.
  9. Рябов Ю.А. «Россия на рубеже XIXXX веков». СПб., 1998.
  10. Трубецкой В. «Записки кирасира» М., «Россия», 1991.
  11. Фрадкина Э.А. «Зал дворянского собрания. Заметки концертной жизни Санкт-Петербурга». СПб., 1994.
  12. Чехов А.П. «Дуэль». В кн. Чехов А.П. собрание сочинений. Том 6., М., 1962.
  13. Юсупов Ф.Ф. «Мемуары». М., «Захаров», 2001.
  14. «Энциклопедический словарь», Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Том 19(X), СПб., 1893,стр.203-218.

 

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы попробуем приблизиться к пониманию сложного, противоречивого и уникального явления России, каким было русское дворянство в конце XIX – начале XX веков. Эпиграфами к уроку я выбрал слова одного из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток»:

«…Я не могу не уважать моего дворянства. У нас создался веками, какой еще нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире – тип всемирного боления за всех. Это – тип русский… Он хранит в себе будущее России». 

Таким образом, хочется сформулировать проблемный вопрос нашего урока:

«Могло ли в наступающем XX веке быть будущие у русского дворянства как неотъемлемой части нашего общества при развитии России?»

Вопросы и задания классу:

  1. Давайте вспомним, что такое сословия?
  2. Какие сословия в Российской империи существовали?
  3. Какие права и обязанности были у дворянства как у высшего сословия?
  4. Что такое классы?
  5. Чем сословия отличались от классов?
  6. Какие классы были основными до реформ Александра II?
  7. Как менялось положение тех дворян, которые относились к классу помещиков, в пореформенной России?

(Фронтальная беседа с учениками по данным вопросам.)

Задание классу: Для углубления и систематизации ваших знаний послушайте доклад ученика на тему «Развитие социального и правового статуса дворянства в России». Составьте тезисный план доклада.

(Обсуждение тезисного плана.)

Слово учителя и задание классу.

Значительную роль в жизни потомственных дворян играли дворянские органы местного самоуправления. Сословная солидарность и общественная помощь были ведущими принципами дворянских обществ.

(Для работы по этому вопросу можно использовать книгу Э.А.Фрадкина «Зал Дворянского собрания. Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга».)

Рассказ учителя о характере службы и деятельности дворян на рубеже XIXXX веков.

Главное предназначение дворянина – служба государю. Поэтому отпрыски дворянских фамилий всегда стремились связать свою жизнь с военной или штатской государственной службой.

Военная служба по традиции считалась более почетной, нежели гражданская. Среди молодых дворян служба в гвардейских полках котировалась выше, чем в армейских.

Гражданская служба была менее привлекательной для дворянства. Но, например, по словам московского предводителя дворянства князя П.Н. Трубецкого, «среди дворянства растет предпочтение к техническому образованию детей, сравнительно с военными, что объясняется и материальными соображениями, и недостатками постановки образовательных задач в кадетских корпусах». Получая техническое образование, такие дворяне начинали служить в частно-коммерческих заведениях, занялись научной деятельностью в университетах, что давало стабильный доход. Например, начальники железных дорог имели оклад 13-14 тысяч рублей в год, а профессора университетов имели оклад 2-3 тысячи рублей.

Стабильные высокие оклады были у тех дворян, которые служили в высших органах государственной власти. Например, оклад министров составлял 20 тысяч рублей в год.

Всегда стабильным источником существования дворян было поместье. В условиях развития капитализма дворянское землевладение составляло в 70-е годы XIX века 20% от общего земельного фонда страны, а в начале XX века – уже 15%.

Задание классу. Давайте на примере фрагментов из мемуаров известных деятелей России рубежа XIXXX веков (великого князя Александра Михайловича, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, В.С. Трубецкого, Ф.Ф. Юсупова), которые вы изучили дома, поговорим о мировоззрении и ценностных ориентирах русского дворянства.

Вопросы к беседе по группам:

1.      Как относились авторы мемуаров к своему дворянскому происхождению?

  1. Какие качества личности, по мнению авторов мемуаров, воспитывались в дворянских семьях?
  2. Как вы оцениваете некоторые методы воспитания молодых дворян?
  3. Какие противоречивые черты личности были присущи русскому дворянину?
  4. Как относились авторы мемуаров к самодержавной власти?
  5. Какое отношение авторов мемуаров к военной службе?
  6. Как относились дворяне к людям более низкого социального статуса?
  7. Как относились авторы мемуаров к дуэли как форме защиты дворянской чести?

Задание группам. Обсудите в группах и предложите возможный вариант Кодекса поведения русского дворянина.

(Работа в группах и представление проектов кодекса.)

Слово учителя и задание классу: «Кому много дано, с того много спросится». Эти слова не уставал повторять своим сыновьям князь Константин Константинович Романов, поэт с псевдонимом К.Р. В этих словах еще один принцип дворянского воспитания. Сейчас вы услышите небольшой рассказ о великом князе и отрывок из его стихотворения. Попытайтесь сформулировать жизненные принципы поэта - аристократа.

 

 

…Но пусть не тем, что знатного я рода,

Что царская во мне струится кровь,

Родного православного народа

Я заслужу доверье и любовь,

Но тем, что песни русские, родные

Я буду петь немолчно до конца

И что во славу матушки России

Священный подвиг совершу певца.

 

 

Слово учителя: Пожалуй, самой главной сословной добродетелью была дворянская честь. Согласно дворянской этике, «честь» не делает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. А.С. Пушкин определил честь как «готовность жертвовать всем для поддержания какого-нибудь правила». А в другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете мирному алеуту поединок двух французских офицеров?» По мнению многих, дуэль была чистым безумием, но в этом безумии некоторые находили определенный блеск.

Во второй половине XIX века дуэли были запрещены, дуэлянты жестоко преследовались. Но в 1894 году был принят закон об офицерских дуэлях.

А дворяне по-прежнему стрелялись на дуэлях, и не только офицеры.

Задание классу: В конце XIX века А.П. Чехов написал повесть «Дуэль», где в поединке сошлись два дворянина, столкнулись два противоположных мировоззрения, две  жизненные философии. Сейчас ученики представят вам возможную сцену перед дуэлью, где главные герои – Николай Васильевич фон Корен и Иван Андреевич Лаевский.

(Сцена по мотивам повести Чехова и её обсуждение.)

Вопрос классу: подводя итог урока, спрашиваю вас: могло ли быть будущее у русского дворянства в XX веке?

(Ответы учащихся.)

Учитель подводит итоги урока, и звучат стихи А.А. Блока из поэмы «Возмездие»: «Дворяне – все родня друг другу».