1.1. Вывести на экран число Pi.

1.2. Составить программу вывода на экран числа, вводимого с клавиатуры. Выводимому числу должно предшествовать сообщение "Вы ввели число". Посмотреть.

1.3. Вывести на экран числа 50 и 10 одно над другим. Посмотреть.

1.4. Составить программу вывода на экран "столби­ком" четырех любых чисел. Посмотреть.

1.5. Записать по правилам изучаемого языка про­граммирования следующие выражения:

1.6. Получить линейную запись следующих выра­жений:

 

 

1.7. Перевести из линейной записи в обычную сле­дующие выражения:

1.8. Записать по правилам изучаемого языка про­граммирования следующие выражения:

1.9. Указать значение величины s после выполнения следующих операторов присваивания:

 

1.10. Указать значение величины х после выполне­ния следующих операторов присваивания:

1.11. Указать значения величин s и k после выпол­нения следующих операторов присваивания:

1.12. Указать значения величин a и b после выпол­нения следующих операторов присваивания:

1 аргумент – 1 результат

 

1.13. Составить программу:

а) расчет значения функции у = 7x2 — 3x +6 при любом значении х;

б) расчета значения функции х = 12a2+7a – 16 при любом значении а.

 

1.14. Составить программу:

а) расчета значения функции любом значении а: Посмотреть.

б) расчета значения функции при любом значении х. Посмотреть.

1.15. Дана сторона квадрата. Найти его периметр. Посмотреть.

1.16. Дан радиус окружности. Найти ее диаметр. Посмотреть.

1.17. Считая, что Земля — идеальная сфера с ради­усом R » 6350 км, определить расстояние до линии горизонта от точки с заданной высотой над Землей.

 

1 аргумент                         2 результата

 

1.18. Дана длина ребра куба. Найти объем куба и площадь его боковой поверхности.

1.19. Дан радиус окружности. Найти длину окруж­ности и площадь круга.

 

2 аргумента – 1 результат

 

1.20. Составить программу:

а) расчета значения функции:

z=x3 – 2,5xy + 1,78x2 – 12,5y +1 при любых значениях х и у;

б) расчета значения функции:

 х = 3,56(a+b)3 – 5,8b2 + 3,8a - 1,5 при любых значениях а и Ь.

1.21. Даны два целых числа. Найти:

а) их среднее арифметическое;

б) их среднее геометрическое.

1.22. Известны объем и масса тела. Определить плот­ность материала этого тела.

1.23. Известны количество жителей в государстве и площадь его территории. Определить плотность насе­ления в этом государстве.

1.24. Составить программу решения линейного урав­нения ах+b=0 (a не равно 0).

1.25. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу.

1.26. Найти площадь кольца по заданным внешне­му и внутреннему радиусам.

1.27. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его периметр.

1.28. Даны основания и высота равнобедренной трапеции. Найти ее периметр.

 

2 аргумента                        2 результата

 

1.29. Составить программу расчета значений функции

и

q = 2,8 sinx +|y|  при любых значениях x и y.

1.30. Составить программу расчета значения функций

при любых значениях а и b.

1.31. Даны два числа. Найти среднее арифметичес­кое и среднее геометрическое их модулей.

1.32. Даны стороны прямоугольника. Найти его пе­риметр и длину диагонали.

1.33. Даны два числа. Найти их сумму, разность, произведение, а также частное от деления первого числа на второе.

 

Много аргументов.

 

1.34. Даны длины сторон прямоугольного парал­лелепипеда. Найти его объем и площадь боковой поверхности.

1.35. Известны координаты двух точек на плоскос­ти. Составить программу вычисления расстояния меж­ду ними,

1.36. Даны основания трапеции и угол при боль­шом основании. Найти площадь трапеции.

1.37. Треугольник задан координатами своих вершин. Найти периметр и площадь треугольника.

1.38. Составить программу обмена значениями двух переменных величин.

1.39. Составить программу обмена значениями трех переменных величин а, b, c по следующей схеме:

а) b присвоить значение с, a присвоить значение b, a присвоить значение a

б) b присвоить значение a,  c присвоить значение b, a присвоить значение с.

1.40. Дано вещественное число а. Не пользуясь ни­какими арифметическими операциями, кроме умно­жения, получить:

а) a4 за две операции;

б) a6 за три операции;

в) a7 за четыре операции;

г) a7 за три операции;

д) а9 за четыре операции;

е) a10 за четыре операции;

ж) a13 за пять операций;

з) a15 за пять операций;

и) a21 за шесть операций;

к) a28 за шесть операций;

л) a64 за шесть операций.

1.41. Дано вещественное число а. Не пользуясь ни­какими арифметическими операциями, кроме умно­жения, получить:

а) a3 и a10 за четыре операции;

б) а4 и а20 за пять операций

в) а5 и а13 за пять операций;

г) а5 и а19 за пять операций;

д) а2, а5 и а17 за шесть операций;

е) а4, а12 и  а28 за шесть операций.

 

2. Целочисленная арифметика.

 

2.1. Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.

2.2. Дана масса в килограммах. Найти число пол­ных центнеров в ней.

2.3. Дана масса в килограммах. Найти число пол­ных тонн в ней.

2.4. Дано расстояние в метрах. Найти число полных километров в нем.

2.5. Дан прямоугольник с размерами 543 х 130 мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отре­зать от него?

2.6. Дано целое число k  (1 < k < 365). Присвоить целочисленной величине п значение 1, 2, ..., 6 или 7 в зависимости от того, на какой день недели (понедель­ник, вторник, ..., субботу или воскресенье) приходит­ся k-и день года, в котором 1 января — понедельник.

2.7. С начала 1990 года по некоторый день прошло п месяцев и 2 дня (n>1 или n=1). Присвоить целочисленной вели­чине х 1, 2, ..., 11 или 12 в зависимости от того, каким месяцем (январем, февралем и т.н.) является месяц этого дня. Например, при п = 3 значение х равно 3.

2.8. Дано двузначное число. Найти:

а) число десятков в нем;

б) число единиц в нем;

в) сумму его цифр;

г) произведение его цифр.

2.9. Дано двузначное число. Получить число, обра­зованное при перестановке цифр заданного числа.

2.10. Дано трехзначное число. Найти :

а) число единиц в нем;

б) число десятков в нем;

в) сумму его цифр;

г) произведение его цифр.

2.11. Дано трехзначное число. Найти число, полу­ченное при прочтении его цифр справа на лево.

2.12. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее в конце. Найти полученное число.

2.13. Дано трехзначное число. R нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число.

2.14. Дано трехзначное число. Найти число, полу­ченное при перестановке первой и второй цифр задан­ного числа.

2.15. Дано трехзначное число. Найти число, полу­ченное при перестановке второй и третьей цифр за­данного числа.

2.16. Дано трехзначное число. Получить 6 чисел, об­разованных при перестановке цифр заданного числа.

2.17. Дано целое число, большее 99. Найти третью от конца его цифру (так, если данное число 2345, то искомая цифра 3).

 

Известен результат              Найти исходное.

 

2.18. Из трехзначного числа Х вычли его последнюю цифру. Когда результат разделили на 10, а к частному слева приписали последнюю цифру числа X, то получи­лось число 237. Найти число X.

2.19. Из трехзначного числа Х вычли его последнюю цифру. Когда результат разделили на 10, а к частному сле­ва приписали последнюю цифру числа X, то получилось число N. Найти число N. По заданному N найти число Х (значение N вводится с клавиатуры, 10<N< 999, и при этом число десятков в  N не равно нулю).

2.20. В трехзначном числе Х зачеркнули первую циф­ру. Когда оставшееся число умножили на 10, а произ­ведение сложили с первой цифрой числа X. то получи­лось число 564. Найти число X.

2.21. В трехзначном числе Х зачеркнули первую циф­ру. Когда полученное число умножили на 10, а произ­ведение сложили с первой цифрой числа X, то получи­лось число N. По заданному N найти число Х (значе­ние N вводится с клавиатуры, 1<N<999). Посмотреть.

2.22. В трехзначном числе Х зачеркнули его вторую цифру. Когда к образованному при этом двузначному числу слева приписали вторую цифру числа X, то полу­чилось число 546. Найти число X.

2.23. В трехзначном числе Х зачеркнули его вторую цифру. Когда к образованному при этом двузначному числу слева приписали вторую цифру числа X, то полу­чилось число N. По заданному N найти число Х (зна­чение N вводится с клавиатуры, 10 < N < 999 и при этом число десятков в N не равно нулю).

2.24. В трехзначном числе Х зачеркнули его вторую цифру. Когда к образованному при этом двузначному числу справа приписали вторую цифру числа X, то по­лучилось число 456. Найти число X.

2.25. В трехзначном числе Х зачеркнули его вторую цифру. Когда к образованному при этом двузначному числу справа приписали вторую цифру числа X, то по­лучилось число N. По заданному N найти число Х (зна­чение N вводится с клавиатуры, 100<N < 999).

2.26. В трехзначном числе Х зачеркнули его послед­нюю цифру. Когда в оставшемся двузначном числе переставили цифры, а затем приписали к ним слева последнюю цифру числа X, то получилось число 654. Найти число X.

2.27. В трехзначном числе Х зачеркнули его послед­нюю цифру. Когда в оставшемся двузначном числе переставили цифры, а затем приписали к ним слева последнюю цифру числа X, то получилось число N. По заданному N найти число Х (значение N вводится с клавиатуры, 1<N< 999. и при этом число единиц в N не равно нулю).

2.28. Дано четырехзначное число. Найти:

а) сумму его цифр;

б) произведение его цифр.

2.29. Дано четырехзначное число.

а) Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.

б) Получить число, образуемое при перестановке двух первых и двух последних цифр заданного числа. Напри­мер, из числа 4566 получить 6645, из числа 7304 — 473.

в) Получить число, образуемое при перестановке первой и второй, третьей и четвертой цифр заданного числа. Например, из числа 5434 получить 4543. из чис­ла 7048 — 784.

г) Получить число, образуемое при перестановке второй и третьей цифр заданного числа. Например, из числа 5084 получить 5804.

2.30. Дано натуральное число n (п > 9). Найти чис­ло единиц в нем.

2.31. Дани натуральное число n (n > 99). Найти число десятков в нем.

2.32. Дано натуральное число п (п > 99). Найти число сотен в нем.

2.33. Дано натуральное число п (п > 999). Найти число тысяч в нем.

2.34. С начала суток прошло п секунд. Определить:

— сколько полных часов прошло с начала суток;

— сколько полных минут прошло с начала очеред­ного часа;

— сколько полных секунд прошло с начала очеред­ной минуты.

2.35. Даны целые числа b, m, s, (0 < b< 23, 0<m< 59, 0 < s < 59), указывающие момент времени: «b часов, m минут, s секунд». Определить угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и в указан­ный момент времени.

2.36. С начала суток часовая стрелка повернулась на Y градусов (0 < У < 360, Y — вещественное число). Определить число полных ччасов и число полных ми­нут, прошедших с начала суток.

2.37. Часовая стрелка образует угол Y с лучом, про­ходящим через центр и через точку, соответствующую 12 часам на циферблате, 0 < Y< 2Pi. Определить значе­ние угла для минутной стрелки, а также количество часов и полных минут.

2.38. Даны целые числа b, m (0<b<12, 0<m<59) указывающие момент времени: "b часов, т минут" Определить наименьшее время (число полных минут), которое должно пройти до того моментf, когда часовая  и минутная стрелки на циферблате

а) совпадут;

б) расположатся перпендикулярно друг другу.

2.39. Даны два целых числа a и b. Если a делится на b или b делится на a, то вывести 1, иначе — любое другое число. Условные операторы и операторы цикла не использовать.

2.40. Даны целое число k (1<k<180) и последова­тельность цифр 10111213. ..9899, в которой выписаны подряд все двузначные числа. Определить:

а) номер пары цифр, в которую входит k-я цифра;

б) двузначное число, образованное парой цифр. в которую входит k-я цифра;

в) k-ю цифру, если известно, что:

— k — четное число;

k нечетное число.

2.41. Даны целое число k (1 < k < 150) и последова­тельность цифр 101102103...149150, в которой выпи­саны подряд все трехзначные числа от 101 до 150. Определить k-ю цифру, если известно, что:

k число, кратное трем;

k одно из чисел 1, 4, 7...;

    k одно из чисел 2, 5, 8...