БЕЛЫЕ НОЧИ,
Или Клуб любителей Достоевского
Предмет: литература
Тема: мечтатель и мечтательство в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Продолжительность: 1 урок
Класс:10
Цель и задачи:
1)Познакомить учеников с ранним творчеством Достоевского
2)Формировать навыки анализа художественного произведения
3)Воспитать в детях стремление к доброте, внимательному и чуткому отношению к окружающим людям.
Ход урока:
1.
Вступительное слово учителя
-Ребята, сегодня на уроке мы прикоснемся к раннему периоду творчества Ф.М.Достоевского. Тема нашего рока «Мечтатель и мечтательство в повести Достоевского 40-х гг. «Белые ночи»
(На экран выводятся портрет писателя, иллюстрация к повести)
На дом вам было задано прочитать повесть, и, так как вы уже знакомы с текстом, мы будем заниматься анализом, разбирать проблематику произведения и, конечно, обратимся к образу главного героя, будем выполнять интересные задания.
2.
Беседа с классом
Вопросы:
1) Понравилась ли вам повесть?
2) Трудно ли было ориентироваться в тексте?
3) Кто является главным героем «Белых ночей»?
4) Кто в повести выступает рассказчиком?
Задание: Определить, в какой форме написана повесть.
(На экран выводится текстовое задание).
1. Рассказ в рассказе
2. Исповедь
3. Повествование от лица автора
- Давайте обратимся еще раз к началу повести. Найдите в тексте оппозицию и попытайтесь объяснить, зачем она нужна автору.
- Какие еще оппозиции есть в тексте? Какую смысловую нагрузку они несут?
(На экран выводятся оппозиции текста в виде картинок).
- Как эти противопоставления связаны с самим мечтателем?
Вывод: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним описание жилища мечтателя.
Задание: В виде какой геометрической фигуры вы бы представили квартиру мечтателя?
(Дети выбирают одну из представленных фигур, обосновывают свой выбор)
- Почему квартира мечтателя-«угол»?
- Какие цвета преобладают при описании квартиры?
- Как эта квартира характеризует героя?
(У Достоевского жилище всегда характеризует героя)
Далее на основе вышесказанного дети сами делают вывод, выполнив задание.
Задание: Выбрать из перечисленных качеств те, которые, по вашему мнению, можно отнести к мечтателю
На экране:
1. Озлобленность
2. Скромность
3. Доброта
4. Жестокость
5. Чуткость
6. Искренность
7. Лживость
8. Трусость
9. Сострадательность.
На следующем этапе урока обращаемся к развитию событий в повести.
Задание: Расставьте события в соответствующем порядке.
1. Рассказ мечтателя
2. Встреча с Настенькой
3. Мечтатель спасает девушку
4. История Настеньки
5. Прощальное письмо
6. Встреча Настеньки с женихом
7. Непришедшее письмо
- Ребята, в своем рассказе Настеньке герой говорит о мечтателе. Кто такие эти мечтатели?
(На экран выводятся харектеристики)
1. «Тип»
2. «Оригинал»
3. «Смешной человек»
- О чем мечтает герой? Попробуйте определить характер его мечтаний
На экране:
¾ Фантастический
¾ Романтический
¾ Приближенный к реальности
- Какое место в своих фантазиях отводит себе мечтатель? Как вы умаете, есть ли в этом опасность?
- Что помогло мечтателю не стать озлобленным, не ставить себя выше других?
Задание.(На экран выводятся зашифрованные слова, дети должны разгадать их, и это поможет им ответить на поставленный вопрос).
- Молодцы, ребята. А теперь давайте попробуем сформулировать свое определение мечтательства.
После обсуждения на экране появляется определение:
Мечтательство - это философия, особый тип видения мира, который имеет как привлекательные стороны, так и опасные последствия.
- В чем, по Достоевскому, опасность мечтательства?
- Как вам кажется, ребята, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства?
Итог урока:
Итак, ребята, сегодня на уроке мыв проанализировали повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», которая относится к раннему периоду творчества писателя. Мы обратились к главной теме повести и узнали, что мечтательство- это целая философия. Никогда нельзя забывать о той опасной черте, которая разделяет мечту и реальность. Главный герой «Белых ночей» спасается любовью, добротой, видит после встречи с Настенькой все в истинном свете и по-настоящему любит и страдает.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы, используя информацию из Интернета:
Клуб любителей Достоевского
Анализ произведений