Игровые технологии
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра
- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой
практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь,
доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой
практики;
- игротерапевтическую: преодоление
различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных
ценностей;
- социализации: включение в систему общественных
отношений, усвоениенорм человеческого общежития.
Большинству
игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
•
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
•
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
•
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
•
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит
целеполагание, планирование, реализация цели, а также
анализ результатов, в которых личность полностью реализует
себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на
себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое
употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г)
реальные отношения между играющими; д)
сюжет (содержание) — область действительности,
условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить
развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что,
являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество,
в терапию, в модель типа человеческих отношений и
проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных
учреждениях. В современной школе, делающей
ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
-
как элементы (иногда весьма существенные)
более обширной технологии;
-
в качестве урока (занятия) или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
-
как технологии внеклассной работы (игры типа
«Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
В отличие
от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе,
сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации педагогических игр (рис. 4).
В первую очередь следует разделить игры по виду
деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),
трудовые, социальные и психологические.
По
характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие;
б) познавательные,
воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные,
творческие;
г) коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой
методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области
выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт +
суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По
типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций
• Дидактические:
расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в
практической деятельности; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и
навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания,
памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,
воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения
находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
•
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;
психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
•
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные
потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении,
саморегуляции, самореализации.
•
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного
личности (Д.Н.Узнадзе).
•
Игра - пространство
"внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных
установок (Л.С.Выготский).
•
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых
интересов" (А.Н.Леонтьев).
•
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в
каждом возрасте игра имеет свои особенности.
•
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием
является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми,
и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение
правилам общественного поведения и отношения между людьми.
•
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой
ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические
новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного
возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к
третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает
различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие
переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и
символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних
вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются
навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную
деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из
набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии
исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор
задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов
из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах
Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами
Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка»,
таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками,
конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами,
пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат
в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с
интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в
виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной
инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами
передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон
трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до
непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх
позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно,
т.е. развивать свои творческие способности,
в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном,
только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной
форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из
кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и
осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно
«задание" с «решением" и самому проверять точность выполнения
задания.
В развивающих играх - в этом и
заключается их главная особенность - удалось объединить один из
основных принципов обучения от простого к сложному с очень
важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с
развитием творческих способностей:
•
развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей
с самого раннего возраста;
•
их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие
способностей;
•
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок
развивается наиболее успешно;
•
развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и,
кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают
атмосферу свободного и радостного творчества.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны
яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети
легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками,
появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса
создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации:
проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу
деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся
происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам
(так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в
имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила»
имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя,
который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане
- как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая
функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ
соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая
роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в
котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение
игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового
взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры,
способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной
речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и
игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность
дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования,
во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями.
Игровая
технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие
умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать,
сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение
владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,
помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление
игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого
учителя начальной школы.
В отечественной
педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина,
«Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города»,
«Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание
обучения.
Методика
обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика
основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа
(октава - жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все
герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные
признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно
для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма,
тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом
возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного
мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,
появление стихийных групповых игр.
Особенностями
игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед
обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на
речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра
используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления
материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений,
дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
В учебном
процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо
организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета,
совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события,
конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение
беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или
осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.).
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и
назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач,
ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется
соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих
реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение
функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли
разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с
«обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация,
поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь
свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять
его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная
задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных
обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности
других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы,
потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к
приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная
ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и
«деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в
котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и
изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из
следующих этапов (рис. 5).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с
разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание
сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование
поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,
содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация
участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель
занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты
материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная
информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.
Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила
запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно
относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки
|
|
— общее
описание игры |
||||||
|
|
— содержание
инструктажа |
||||||
|
|
— подготовка
материального обеспечения |
||||||
|
Ввод в игру |
— постановка
проблемы, целей |
||||||
|
|
— условия,
инструктаж |
||||||
|
|
— регламент,
правила |
||||||
|
|
—
распределение ролей |
||||||
|
|
- формирование
групп |
||||||
|
|
— консультации |
||||||
|
|
|
||||||
Этап проведения |
Групповая работа
над заданием |
- работа с
источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником |
||||||
Межгрупповая
дискуссия |
— выступления
групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов |
|||||||
|
|
|
|
|||||
Этап анализа и
обобщения |
— |
вывод из игры |
|
|||||
|
— |
анализ,
рефлексия |
|
|||||
|
— |
оценка и
самооценка работы |
||||||
|
— |
выводы и обобщения |
|
|||||
|
— |
рекомендации |
|
|||||
Рис. 5. Технологическая схема деловой игры
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и
изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если
они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры
могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции,
проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей,
разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор,
интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне:
инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист,
проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый,
независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап
анализа, обсуждения и оценки результатов
игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и
выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление
использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление
связи игры с содержанием учебного предмета.