Критерии
урока с точки зрения здоровьесбережения.
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
|
|
рациональный |
недостаточно-рациональный |
нерациональный |
1. |
Плотность
урока |
не менее 60% и не более
75-80% |
85-90% |
более 90% |
2. |
Количество
видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3. |
Средняя
продолжительность различных видов
деятельности |
не более 10 мин. |
11-15 мин. |
более 15-20 мин. |
4. |
Частота
чередования различных видов учебной
деятельности |
смена не позже чем 7-10
мин. |
смена через 11-15 мин. |
смена через 15-20 мин. |
5. |
Количество
видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6. |
Чередование
видов преподавания |
не позже чем 10-15 мин. |
через 15-20 мин. |
не чередуется |
7. |
Наличие
эмоциональных разрядок (количество) |
2-3 |
1 |
нет |
8. |
Место
и длительность применения ТСО |
в соответствии с
гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением
гигиенических норм |
в произвольной форме |
9. |
Чередование
позы |
поза чередуется в
соответствии с видом работы. Учитель
наблюдает за посадкой учащихся |
имеются случаи
несоответствия позы виду работы.
Учитель иногда контролирует посадку
учащихся |
частые несоответствия
позы виду работы. Поза не контролируется
учителем |
10. |
Наличие,
место, содержание и продолжительность
физкультминуток |
на 20-35 мин. урока по 1 мин.
из 3-х легких упражнений 3-4 повторениями
каждого |
1 физкультминутка с
неправильным содержанием и
продолжительностью |
отсутствует |
11. |
Психологический
климат |
преобладают
положительные эмоции |
имеются случаи
отрицательных эмоций. Урок эмоционально
индифферентный |
преобладают
отрицательные эмоции |
12. |
Момент
наступления утомления учащихся по
снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не ранее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Анализ
урока
с
позиции здоровьесбережения
1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:
- температурный режим.
- режим проветривания.
- рациональное освещение класса и доски.
- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
- рациональное использование образовательного пространства класса.
2. Постановка здоровьесберегающих задач урока.
Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности.(норма 7-10 минут).
4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).
5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.
6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:
- физкультминутки.
- динамические паузы.
- минутки релаксации.
- дыхательная гимнастика.
- гимнастика для глаз.
- массаж биологически активных точек.
- работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
7. Психологический климат на уроке:
- взаимоотношения между учителем и учениками.
- взаимоотношения между учениками.
- наличие на уроке эмоциональной разрядки.
- наличие познавательной активности, интереса.
8. Плотность урока.
(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).
9. Роль отметки, оценки знаний.
10. Объем домашнего задания.
11. Темп окончания урока.
12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.