ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ

Программа развития общих мыслительных умений и навыков у школьников предполагает постепенное целенаправленное формирование следующих основных умений и навыков:

1. Анализ и выделение главного.

2. Сравнение.

3. Обобщение и систематизация.

4. Определение и объяснение понятий.

5. Конкретизация.

6. Доказательство и опровержение.

7. Умения, необходимые в проблемном обучении.

Умения и навыки мыслительной деятельности школьников совершенствуются с VIII по XI класс в процессе целенаправленного, активного формирования.

VIII класс

1. Совершенствовать умение анализировать учебную информацию в классной и домашней работе; учиться анализировать информацию, полученную во внеклассной работе познавательного характера. Упражняться в анализе учебной информации более широкого объема (параграфа, темы, однородных понятий в разных учебных предметах). Анализировать межпредметные связи, результаты познавательной деятельности товарищей по опорному конспекту, данной логической схеме, трансформировать готовые способы анализа в единстве содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений; ознакомиться с приемами проблемного анализа информации на примере объяснения учителя.

2. Совершенствовать умение выделять главное в классной и домашней работе, учиться выделять главное во внеклассной работе познавательного характера (по критерию цели: с какой точки зрения главное?). Пользоваться правилом-ориентиром выделения главного, учиться составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста. Переносить умение выделять главное на усвоение нескольких параграфов, небольшой темы. Применять различные виды сравнения. Всесторонне сравнивать учебную информацию более широкого объема (двух параграфов, вопроса в пределах темы, понятий межпредметного характера). Сравнивать учебно-познавательную, практическую деятельность свою и товарищей. Учиться составлять план и правила сравнения в парной и самостоятельной работе.

3. Совершенствовать умение обобщать различную информацию. Применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний. Обобщать информацию более сложного характера и  широкого объема: двух параграфов, темы, составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы. Учиться обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы. Ознакомиться с видами проблемного обобщения.

4. Осваивать и применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий. Исправлять неправильные определения товарищей.

5. Совершенствовать умение конкретизировать различную информацию. Использовать различные приемы и виды конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков. На основе планов, характеристик, схем, моделей реконструировать конкретную информацию. Совершенствовать умение наблюдать. Учиться связно излагать мысли в виде рассказа, отчета, изложения.

6. Совершенствовать опыт индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, знакомиться с дедуктивными способами доказательства и опровержения (способа аргументации). Овладевать полной структурой доказательства. Учиться строить доказательство в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работе, в анализе рассуждений товарища. Решать познавательные задачи в несколько действий. Осваивать образцы проблемного доказательства (в рассказе учителя, учебнике).

7. Формировать опыт понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, учиться рассматривать предмет с различных точек зрения, самостоятельно строить гипотезы и план решения познавательных задач или ответы на вопросы эвристического характера, учиться принимать альтернативы при решении проблем, формулировать аналогичные проблемы. Сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма. Проверять и уточнять результаты решения. Осуществлять внутрипредметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем, в домашнюю работу.


IX класс

1. Пользоваться сформированными умениями эмпирического анализа и синтеза в классной и домашней работе различного характера. Совершенствовать умения целостного анализа в единстве содержания и формы. Упражняться в анализе учебной информации межтематического характера. Совершенствовать умение анализировать учебно-познавательную деятельность учителя, товарища и свою собственную по самостоятельно составленным логическим схемам. Учиться применять освоенные виды анализа в творческой деятельности.

Пользоваться сформированными умениями выделять главное для выделения системы понятий и свертывания информации с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т.д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты и др. Систематизировать умения анализа и выделения главного в комплексе с другими умениями.

2. Применять сформированное ранее умение сравнивать в классной и домашней работе различного характера. Учиться сравнивать несколько учебных тем, тенденции, закономерности, взаимосвязи, общеучебные методы работы. Совершенствовать умение сравнивать учебно-познавательную, практическую и организационную деятельность разных лиц, групп и коллективов. Делать выводы из сравнения, давать оценку.

3. Широко применять сформированные ранее умения эмпирического и теоретического обобщения, начать формирование обобщений диалектического типа. Продолжать учиться использовать ТСО и другие средства обучения для обобщения информации. Обобщать материал нескольких учебных тем, тенденции, закономерности, связи, отношения при выполнении проблемных заданий сравнительно-систематизирующего характера. Находить межпредметные связи в учебном задании, параграфе, теме, обобщать общеучебные методы и приемы работы. Учиться составлять самостоятельно правила-ориентиры приемов умственной деятельности. Овладевать проблемным обобщением информации, результатов дискуссии, деловой игры.

4. Применять умения строить эмпирические определения в учебно-познавательной деятельности. Учиться анализировать и оценивать определения учителя, учебника, товарища, составлять схемы и правила определений. Пользоваться для построения правильных определений различными средствами обучения.

5. Учиться применять сформированные умения эмпирической и теоретической конкретизации в работе с различной информацией, выражая результаты в развернутом рассказе, отчете, докладе, сочинении. Начать формирование конкретизации типа «восхождение от абстрактного к конкретному». Учиться исследовать общие положения, тенденции, законы, соотнося с явлениями, процессами реального мира. Конкретизировать межпредметные связи параграфа, темы, раздела.

6. Применять умения и навыки доказательства и опровержения, полученные в VIII классе, в решении различных познавательных и практических задач, в рассуждениях, дискуссиях, в отчетах о лабораторных и практических работах, об экскурсиях. Осмысленно владеть сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства. Осваивать опыт проблемного доказательства и опровержения дедуктивным способом. Знакомиться с новыми способами опровержения: доказательство противоположного тезиса, опровержения результатов и др.

7. Применять опыт творческой деятельности при решении новых задач. Понимать предложенную проблему, оценивать проблемную ситуацию, формулировать аналогичные проблемы. На основе наблюдений, опытов, анализа различной информации учиться формулировать гипотезу, обосновывать ее, доказывать и проверять. Строить план решения, комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывать возможные альтернативы, сравнивать разные варианты решения, искать новые. Вводить освоенные приемы в общую систему общеучебных умений и навыков.


X класс

1. Широко применять сформированные умения эмпирического, теоретического и структурно-генетического анализа в учебной деятельности. Уметь определять суть и структуру, систему информации. Уметь в единстве формы и содержания анализировать художественное произведение, научно-популярный текст, диалогическую речь, вопросы, строить ответ, учитывать логику вопросов, диалога.

Учиться выделять главное в различной информации, в сложных методах познавательной деятельности, фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме. Понимать зависимость результатов выделения главного от цели и точки зрения. Самостоятельно составлять опорные конспекты, тезисы, сложные планы. Творчески пользоваться правилом-ориентиром видения главного, учиться составлять правила самостоятельно.

2. Активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения. Уметь выполнять задания сравнительно-обобщающего характера, составлять системно-структурные характеристики объектов. Продолжать учиться сравнивать способы деятельности, способы решения задач. Применять известные правила-ориентиры и модели сравнения, учиться составлять аналогичные. Делать из сравнения теоретические, практические выводы, заканчивать его обобщением, применять в творческой деятельности.

3. Творчески применять сформированные умения обобщать для систематизации различной информации. Учиться системно-структурному анализу, сравнению и обобщению. На основе теоретических знаний и правил-ориентиров выполнять задания проблемно-обобщающего характера. Фиксировать обобщение в удобной и экономной форме. Учиться приемам мысленного моделирования.

4. Совершенствовать умение определять понятия. Применять умения строить эмпирические и теоретические определения при освоении различной информации.

5. Сформированные умения конкретизировать для исследования и расшифровки различной информации. Применяя методы системно-структурного анализа, сравнения и обобщения, учиться выражать результаты конкретизации в развернутой системе суждений (рассказе, отчете о наблюдении, лабораторной и практической работе, в сочинении, докладе, дискуссии). На основе  теоретических знаний и правила-ориентира выполнять сложные познавательные задачи, задания проблемно-конкретизирующего характера, учиться мысленному эксперименту.

6. Активно применять сформированные учения доказательства и опровержения, учиться способам дедуктивного и проблемного доказательства, новым способам опровержения. Осмысленно владеть сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства в связных отчетах, отчетах, докладах, сочинениях. Уметь отстаивать свой тезис, приводить неопровержимые аргументы, делать выводы, опровергать аргументацию противника. Уметь найти необходимую и достаточную аргументацию при решении познавательных задач, в самостоятельных исследованиях.

7. Применять известные процедуры творческой деятельности для понимания проблем. Использовать приемы проблемного изложения, решать различные познавательные задачи, выполнять учебные исследования.


XI класс

1. Широко и осознанно применять сформированные с VIII по X класс различные виды анализа в зависимости от цели и характера учебного задания. Уметь вскрывать тенденции, закономерности, переносить сформированные умения анализа с одного вида деятельности на другой. Пользоваться сформированными умениями анализа различных способов учебной деятельности в репродуктивных, конструктивных и творческих задачах. Учиться анализировать ход дискуссии, удерживая в поле зрения основную тему. Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме. Ввести умение выделять главное в общую систему умений мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение и т.д.).

2. Творчески применять сформированные за годы обучения различные виды и формы сравнения. Выполнять проблемные задания на основе сравнительно-структурного подхода. Выполнять познавательные задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение. Продолжать учиться сравнивать не только учебно-познавательную, но и все другие виды учебной, общественной и трудовой деятельности. Делать теоретические и практические выводы из сравнения, заканчивая его обобщением, применять прием сравнения и его результаты в творческой деятельности.

3. Применять сформированные умения обобщать различную по источнику, объему, характеру, сложности информацию. Выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи в различной учебной информации. Широко переносить умение обобщать на другие виды деятельности, обобщать методы и приемы интеллектуальной и практической деятельности. Фиксировать обобщение в оптимальной форме.

4. Применять умения строить эмпирические и теоретические определения при освоении, применении и обобщении различной учебной информации. Совершенствовать оценочные суждения по заданным критериям, учить устанавливать такие критерии самостоятельно.

5. Творчески применять сформированные умения конкретизировать для исследования, расшифровки и применения различной информации. Учиться переносить умения и навыки конкретизации на другие виды деятельности, расшифровывать обобщения, данные в любой знаковой форме.

6. Активно применять освоенные виды и формы доказательства. Владеть всеми видами опровержения. Участвовать в докладах, диспутах, дискуссиях, конференциях, уметь отстаивать свои взгляды, ставить вопросы.

7. Пользоваться в учении некоторыми методами научного познания. Уметь проблемно излагать знания, решать различные познавательные задачи, выполнять учебные исследовательские задания.

8. Ввести сформированные мыслительные умения и навыки учения и самообразования в общую систему общеучебных умений систематизировать перечень умений, критически оценивать любую информацию на основе освоенных умений и навыков, пользоваться приемами взаиморецензирования (взаимообучения). Творчески применять знания, умения, навыки в новых условиях, в различных видах учебно-познавательной и организационной деятельности.