Предлагаемые формы аттестации для педагогических работников, подтверждающих категорию.

 

При определении компетентности на первую и высшую квалификационные категории предусматривается варьирование уровня экспертной оценки в зависимости от категории, на которую претендует аттестуемый.

Первое направление

Право выбора:

- посещение уроков или воспитательных мероприятий с последующим анализом результатов деятельности аттестуемого;

- анализ документально зафиксированных результатов деятельности;

- участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах;

- участие в работе учебно-научно – методических объединений различных уровней;

Второе направление

Не проводится (льгота, установления по согласованию с региональными профсоюзными организациями).


Право выбора форм аттестации педагогических работников аттестуемых впервые.

Первое направление

Право выбора:

- посещение уроков или воспитательных мероприятий с последующим анализом результатов деятельности аттестуемого;

- анализ документально зафиксированных результатов деятельности;

- участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах;

Второе направление

Право выбора:

- собеседование;

- защита творческой работы;

- защита научно-методической разработки;

- защита опытно-экспериментальной разработки;

- защита авторского проекта;

- представление документа о дополнительном профессиональном образовании (в последние три года);

- участие в работе учебно-научно – методических объединений различных уровней;


Оценка уровня продуктивности и профессионализма педагогической деятельности (критерии).

 

Первое направление (практическая деятельность)

продуктивность

 

Критерии

II категория

I категория

Высшая категория

Источники информации

Уровень подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким для данного ОУ

Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким в муниципальной системе образования

Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким в муниципальной системе образования

Сравнительный анализ документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, собеседований, должностных инструкций и т.п.

Использование обучающих образовательных технологий, как способы достижений целей образовательного процесса

Использование межпредметных связей, ориентируется в современной литературе по своему предмету. Владеет знаниями современных технологий и использует в своей деятельности

Использование широкого набора методов, приемов, средств обучения, использует глубокие знания и умения в области содержания базового компонента преподаваемого предмета

Использование различных технологий развития личности. Умение осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, находить собственные решения и проверять их эффективность, используя педагогические исследования

- анализ результатов внутришкольного контроля за несколько лет предшествующих аттестаций;

- экспертиза уровня профессионализма (по специальности и методикам преподавания);

- анализ дидактических и методических разработок.

 


Второе направление

Профессиональная компетентность

 

Критерии

II категория

I категория

Высшая категория

Источники информации

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса

Дифференциация обучения и воспитания

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания

Создание условий для самообразования учащихся

- анализ посещаемых уроков;

- анализ педагогических разработок, представленных педагогом.

Познавательная и коммуникативная культура обучающихся

Формирование познавательной и коммуникативной культуры учащихся

Создание условий для реализации склонностей и интересов учащихся

Создание условий для творческих возможностей учащихся

- анализ посещаемых уроков;

- собеседование с учащимися;

- диагностика познавательных интересов и коммуникативных способностей учащихся;

- анализ участия учащихся во внеурочной учебной деятельности

 

 

1. «ЭКЗАМЕН».

ЭКЗАМЕН – форма испытания, при которой аттестуемой отвечает на вопросы и выполняет задания в устной или письменной форме, указанные в экзаменационном билете.

Количество вопросов в билете – 3 (научно-теоретическая, методическая и психолого-педагогическая подготовка).

Оценивается по 2-х бальной системе. Минимальная сумма баллов для сдачи экзамена – 0,6.

 

2. «СОБЕСЕДОВАНИЕ».

СОБЕСЕДОВАНИЕ – форма испытания, при которой аттестуемый отвечает на вопросы и выполняет задания, предлагаемые экспертным советом в рамках программы и рекомендации по проведению внешней экспертизы и аттестации работников учреждений образования. В отличие от других форм испытания, (к примеру, экзамена), эта форма предлагает свободную беседу с аттестуемым.

Испытание по форме «Собеседование» включает в себя оценку знаний по научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки.

Оценивается по 2-х бальной системе. Минимальная сумма баллов для прохождения собеседования – 0,6.

 

3. «ЗАЩИТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ».

ЗАЩИТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ заключается в кратком аналитическом отчете аттестуемого по сути проведенного научно-педагогического исследования по проблемам учебно-воспитательного процесса.

Защита проводится с использованием необходимого наглядного материала (плакаты, таблицы, слайды и др.) и технического обеспечения (кодоскопы, видео- и аудио-аппаратура, компьютеры и др.). Письменный вариант (подробное содержание) научно-методической разработки для предварительного ознакомления передается в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации. Защита должна содержать следующие обязательные элементы:

II категория:

- проблема, лежащая в основе научно-методической разработки;

- цель, задачи, новизна научно-методической разработки;

- используемые методы и средства;

- формы организации процесса обучения (воспитания);

- оценка результатов научно-методической разработки.

I категория:

- обязательные элементы для учителей II Категорий (см. выше);

- используемые методы и средства для различных форм организации процесса обучения (воспитания);

- методический анализ научно-методической разработки;

Высшая Категория:

- обязательные элементы для учителя I категории (см. выше);

- актуальность разработки;

- предмет, объект и методология исследования;

- теоретическая и практическая значимость разработки;

- методика оценки результатов научно-методической разработки;

- материалы по апробации. Общее время, отводимое на защиту научно-методической разработки 30-45 мин. Совет выносит решение о соответствии подготовки претендента уровню заявленной категории простым голосованием.

 

4. «ЗАЩИТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ».

ЗАЩИТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ заключается в кратком аналитическом отчете аттестуемого по существу проведенного педагогического эксперимента.

Защита проводится с использованием необходимого наглядного материала (плакаты, таблицы, слайды и др.) и технического обеспечения (кодоскопы, видео- и аудиоаппаратуры и др.). Письменный вариант (подробное содержание) опытно-экспериментальной работы для предварительного ознакомления передается в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации. Защита должна содержать следующие обязательные элементы:

II категория:

- проблема, лежащая в основе опытно-экспериментальной работы;

- объект экспериментального исследования;

- цель, задачи и гипотеза опытно-экспериментальной работы;

- используемые методы и средства;

- формы организации и программа эксперимента;

- оценка результатов опытно-экспериментальной работы или проверяемого нововведения;

I категория:

- обязательные элементы для учителей II категории (см. выше);

- программа эксперимента;

- используемые методы и средства для различных форм организации опытно-экспериментальной работы;

- характеристики полученных результатов эксперимента.

Высшая категория:

- обязательные элементы для учителя I категории (см. выше);

- актуальность работы;

- новизна и практическая значимость работы;

- методический анализ работы;

- материалы по апробации и рекомендации к внедрению (ссылки на авторские учебные или методические пособия, инструкции, рекомендации и т.д.);

Время, отводимое на защиту опытно-экспериментальной работы 30-45 мин.

Совет выносит решение о соответствии подготовки претендента уровню заявленной категории простым голосованием.


5. «ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ»

Творческий отчет – комплексные мероприятия, отражающие целостную систему работы педагога по решению педагогических вопросов. Творческий отчет предусматривает:

1.     Организацию выставки, наглядно отражающей систему работы (доклады, разработка отдельных тем, поурочные планы, авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы, варианты авторских программ, рисунки, поделки детей и так далее).

2.     Слушание доклада, в обобщенном виде раскрывающего опыт работы. Требования к докладу:

- отражение в заглавии основной идеи опыта;

- соответствие содержания доклада заглавию;

- обоснование актуальности опыта (какие проблемы решает, какие противоречия устраняет);

- раскрытие процесса становления опыта;

- выделение научной основы опыта (научные теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания, реализуемые автором);

- сущность опыта, его технология (описать и дать анализ специфических особенностей, теоретических и методических находок педагога: привести параметры, наиболее ярко отражающие систему работы, особенность опыта);

- длительность опыта (кратковременный – не менее 3-х лет, длительный – более 3-х лет).

3. Открытое занятие (урок, мероприятие), являющееся продолжением доклада, на практике показывающее реализацию основной идеи опыта.

4. Другие мероприятия аттестуемого.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ заключается в отчете аттестуемого о своей педагогической (научной или практической) деятельности, претендующей на новизну, оригинальность по своей сути и форме, а также о ее результатах.

Отчет проводится в устной, письменной или иной форме (выставка, демонстрация, концерт и д.р.) с представлением необходимых данных и сведений (возможно использование наглядных материалов и технического обеспечения). Отчет должен содержать все принципиальные моменты определения творческого отчета. Оценивается по десятибалльной системе.

Творческий отчет может быть построен на основе:

- оригинальных методических разработках по различным этапам процесса обучения (урок, тема, раздел, курс и д.р.) с демонстрацией, обоснованиями и пояснениями;

- данных о различных формах и методах обучения и индивидуальной работы с учащимися, углубленно изучающих предмет, или осуществленных авторских проектах (программах, концепциях) дифференцируемого обучения, или сведения об учащихся, являющихся победителями и призерами районных, городских, областных, республиканских олимпиадах, а также победителями и лауреатами конкурсов разного уровня (по предмету);

- данных, материалов об участии (руководстве) в проектах творческих групп или ассоциациях;

- авторских программ с отзывами и рецензиями на них;

- авторских программ с внешними, отзывами и рецензиями на них или печатных трудах и публикациях;
- сведения о творческих достижениях (победитель или лауреат конкурса, победитель или участник выставки и д.р.).

Для предварительного ознакомления все материалы творческого отчета должны быть оформлены в письменном виде (насколько это возможно) и переданы в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации.

Общее время, отводимое на испытание по форме «Творческий отчет» 45 мин. – 1 час. Совет выносит решение о соответствии подготовки претендента уровню заявленной категории простым голосованием.

 

Требования к реферату.

Полный объем реферата – 25 страниц машинописного текста.

Работа начинается с плана, который должен отражать тему и цель, содержать вступительную и заключительную части.

Во вступительной части дается обоснование выбора темы: актуальность проблемы, новые ее аспекты в современных условиях, роль и значение в жизни школы, сложность решения и т.д. В этой части можно отразить внешнюю сторону написания реферата: почему автора заинтересовала проблема, где выполнялась работа, кто оказал содействие. Затем дается анализ литературы по теме, уровень освещенности темы, наиболее важные положения и практические рекомендации, отношение к ним автора реферата, отбор наиболее ценного материала для данной школы (детского сада).

В главной части раскрывается динамика и состояние изучаемого явления в данном образовательном учреждении: что взято из литературных источников, какую методику исследования применили, какие формы, методы, средства учебно-воспитательной работы использовали, к каким изменениям это привело, количественные и качественные результаты, пути их дальнейшего применения и так далее.

В заключительной части реферата формулируются выводы по теме, даются рекомендации. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов (утверждений) от менее общих к более общим и важным.

В заключительной части полезно раскрыть, над какими вопросами автор намерен работать дальше, какой для этого путь намечает, или как намеревается организовать деятельность руководимого им коллектива.

Содержание реферата должно раскрывать вопросы, обозначенные в плане, формулировку вопросов плана в тексте нужно повторять, каждый раздел начинать с новой страницы.

При введении новых терминов и понятий рекомендуется их объяснить.

В рефератах не принято сокращение слов, исключение составляют общепринятые. Очень полезно и экономично придавать цифровому материалу, используемому в реферате, форму, доступную обозрению (таблицы, диаграммы, графики). Автор может дать «Приложение» к реферату (образцы анкет, сочинений, фотоснимки, выписки протоколов педсоветов и т.д.). Страницы реферата нумеруются. В конце ставится подпись автора и дата сдачи реферата.