Предлагаемые формы аттестации для педагогических работников, подтверждающих категорию.
При
определении компетентности на первую и
высшую квалификационные категории
предусматривается варьирование уровня
экспертной оценки в зависимости от
категории, на которую претендует
аттестуемый.
Первое
направление
Право
выбора:
-
посещение уроков или воспитательных
мероприятий с последующим анализом
результатов деятельности аттестуемого;
-
анализ документально зафиксированных
результатов деятельности;
-
участие в муниципальных, региональных
профессиональных конкурсах;
-
участие в работе учебно-научно –
методических объединений различных
уровней;
Второе
направление
Не
проводится (льгота, установления по
согласованию с региональными профсоюзными
организациями).
Право
выбора форм аттестации педагогических
работников аттестуемых впервые.
Первое
направление
Право
выбора:
-
посещение уроков или воспитательных
мероприятий с последующим анализом
результатов деятельности аттестуемого;
-
анализ документально зафиксированных
результатов деятельности;
-
участие в муниципальных, региональных
профессиональных конкурсах;
Второе
направление
Право
выбора:
-
собеседование;
-
защита творческой работы;
-
защита научно-методической разработки;
-
защита опытно-экспериментальной
разработки;
-
защита авторского проекта;
-
представление документа о дополнительном
профессиональном образовании (в последние
три года);
-
участие в работе учебно-научно –
методических объединений различных
уровней;
Оценка
уровня продуктивности и профессионализма
педагогической деятельности (критерии).
Первое
направление (практическая деятельность)
продуктивность
Критерии |
II категория |
I категория |
Высшая категория |
Источники информации |
Уровень подготовки обучающихся |
Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким для данного ОУ |
Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким в муниципальной системе образования |
Уровень подготовки обучающихся, соответствующий государственным требованиям по данному предмету, признанному высоким в муниципальной системе образования |
Сравнительный анализ документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, собеседований, должностных инструкций и т.п. |
Использование обучающих образовательных технологий, как способы достижений целей образовательного процесса |
Использование межпредметных связей, ориентируется в современной литературе по своему предмету. Владеет знаниями современных технологий и использует в своей деятельности |
Использование широкого набора методов, приемов, средств обучения, использует глубокие знания и умения в области содержания базового компонента преподаваемого предмета |
Использование различных технологий развития личности. Умение осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, находить собственные решения и проверять их эффективность, используя педагогические исследования |
- анализ результатов внутришкольного контроля за несколько лет предшествующих аттестаций; - экспертиза уровня профессионализма (по специальности и методикам преподавания); - анализ дидактических и методических разработок. |
Второе
направление
Профессиональная
компетентность
Критерии |
II категория |
I категория |
Высшая категория |
Источники информации |
Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса |
Дифференциация обучения и воспитания |
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания |
Создание условий для самообразования учащихся |
- анализ посещаемых уроков; - анализ педагогических разработок, представленных педагогом. |
Познавательная и коммуникативная культура обучающихся |
Формирование познавательной и коммуникативной культуры учащихся |
Создание условий для реализации склонностей и интересов учащихся |
Создание условий для творческих возможностей учащихся |
- анализ посещаемых уроков; - собеседование с учащимися; - диагностика познавательных интересов и коммуникативных способностей учащихся; - анализ участия учащихся во внеурочной учебной деятельности |
1. «ЭКЗАМЕН».
ЭКЗАМЕН – форма испытания, при которой аттестуемой
отвечает на вопросы и выполняет задания в устной или письменной форме,
указанные в экзаменационном билете.
Количество вопросов в билете – 3
(научно-теоретическая, методическая и психолого-педагогическая подготовка).
Оценивается по 2-х бальной системе. Минимальная сумма
баллов для сдачи экзамена – 0,6.
2. «СОБЕСЕДОВАНИЕ».
СОБЕСЕДОВАНИЕ – форма испытания, при которой
аттестуемый отвечает на вопросы и выполняет задания, предлагаемые экспертным советом
в рамках программы и рекомендации по проведению внешней экспертизы и аттестации
работников учреждений образования. В отличие от других форм испытания, (к
примеру, экзамена), эта форма предлагает свободную беседу с аттестуемым.
Испытание по форме «Собеседование» включает в себя
оценку знаний по научно-теоретической, методической и психолого-педагогической
подготовки.
Оценивается по 2-х бальной системе. Минимальная сумма
баллов для прохождения собеседования – 0,6.
3. «ЗАЩИТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ».
ЗАЩИТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ заключается в
кратком аналитическом отчете аттестуемого по сути проведенного
научно-педагогического исследования по проблемам учебно-воспитательного
процесса.
Защита проводится с использованием необходимого наглядного
материала (плакаты, таблицы, слайды и др.) и технического обеспечения
(кодоскопы, видео- и аудио-аппаратура, компьютеры и др.). Письменный вариант
(подробное содержание) научно-методической разработки для предварительного
ознакомления передается в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации.
Защита должна содержать следующие обязательные элементы:
II категория:
- проблема, лежащая в основе научно-методической
разработки;
- цель, задачи, новизна научно-методической
разработки;
- используемые методы и средства;
- формы организации процесса обучения (воспитания);
- оценка результатов научно-методической разработки.
I категория:
- обязательные элементы для учителей II Категорий (см. выше);
- используемые методы и средства для различных форм
организации процесса обучения (воспитания);
- методический анализ научно-методической разработки;
Высшая Категория:
- обязательные элементы для учителя I категории (см. выше);
- актуальность разработки;
- предмет, объект и методология исследования;
- теоретическая и практическая значимость разработки;
- методика оценки результатов научно-методической
разработки;
- материалы по апробации. Общее время, отводимое на защиту научно-методической разработки 30-45
мин. Совет выносит решение о соответствии подготовки претендента уровню
заявленной категории простым голосованием.
4. «ЗАЩИТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ».
ЗАЩИТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ заключается в
кратком аналитическом отчете аттестуемого по существу проведенного
педагогического эксперимента.
Защита проводится с использованием необходимого
наглядного материала (плакаты, таблицы, слайды и др.) и технического
обеспечения (кодоскопы, видео- и аудиоаппаратуры и др.). Письменный вариант
(подробное содержание) опытно-экспериментальной работы для предварительного
ознакомления передается в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации.
Защита должна содержать следующие обязательные элементы:
II категория:
- проблема, лежащая в основе опытно-экспериментальной
работы;
- объект экспериментального исследования;
- цель, задачи и гипотеза опытно-экспериментальной
работы;
- используемые методы и средства;
- формы организации и программа эксперимента;
- оценка результатов опытно-экспериментальной работы
или проверяемого нововведения;
I категория:
- обязательные элементы для учителей II категории (см. выше);
- программа эксперимента;
- используемые методы и средства для различных форм
организации опытно-экспериментальной работы;
- характеристики полученных результатов эксперимента.
Высшая категория:
- обязательные элементы для учителя I категории (см. выше);
- актуальность работы;
- новизна и практическая значимость работы;
- методический анализ работы;
- материалы по апробации и рекомендации к внедрению
(ссылки на авторские учебные или методические пособия, инструкции, рекомендации
и т.д.);
Время, отводимое на защиту опытно-экспериментальной
работы 30-45 мин.
Совет выносит решение о соответствии подготовки
претендента уровню заявленной категории простым голосованием.
5. «ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ»
Творческий
отчет – комплексные мероприятия, отражающие целостную систему работы педагога
по решению педагогических вопросов. Творческий отчет предусматривает:
1.
Организацию выставки,
наглядно отражающей систему работы (доклады, разработка отдельных тем,
поурочные планы, авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия,
таблицы, варианты авторских программ, рисунки, поделки детей и так далее).
2.
Слушание доклада, в
обобщенном виде раскрывающего опыт работы. Требования к докладу:
- отражение в заглавии основной идеи опыта;
- соответствие содержания доклада заглавию;
- обоснование актуальности опыта (какие проблемы
решает, какие противоречия устраняет);
- раскрытие процесса становления опыта;
- выделение научной основы опыта (научные теории,
законы, закономерности, принципы обучения и воспитания, реализуемые автором);
- сущность опыта, его технология (описать и дать
анализ специфических особенностей, теоретических и методических находок
педагога: привести параметры, наиболее ярко отражающие систему работы,
особенность опыта);
- длительность опыта (кратковременный – не менее 3-х
лет, длительный – более 3-х лет).
3. Открытое занятие (урок, мероприятие), являющееся
продолжением доклада, на практике показывающее реализацию основной идеи опыта.
4. Другие мероприятия аттестуемого.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ заключается в отчете аттестуемого о
своей педагогической (научной или практической) деятельности, претендующей на
новизну, оригинальность по своей сути и форме, а также о ее результатах.
Отчет проводится в устной, письменной или иной форме
(выставка, демонстрация, концерт и д.р.) с представлением необходимых данных и
сведений (возможно использование наглядных материалов и технического
обеспечения). Отчет должен содержать все принципиальные моменты определения
творческого отчета. Оценивается по десятибалльной системе.
Творческий отчет может быть построен на основе:
- оригинальных методических разработках по различным
этапам процесса обучения (урок, тема, раздел, курс и д.р.) с демонстрацией,
обоснованиями и пояснениями;
- данных о различных формах и методах обучения и
индивидуальной работы с учащимися, углубленно изучающих предмет, или
осуществленных авторских проектах (программах, концепциях) дифференцируемого
обучения, или сведения об учащихся, являющихся победителями и призерами
районных, городских, областных, республиканских олимпиадах, а также
победителями и лауреатами конкурсов разного уровня (по предмету);
- данных, материалов об участии (руководстве) в
проектах творческих групп или ассоциациях;
- авторских программ с отзывами и рецензиями на них;
- авторских программ с внешними, отзывами и рецензиями
на них или печатных трудах и публикациях;
- сведения о творческих достижениях (победитель или лауреат конкурса,
победитель или участник выставки и д.р.).
Для предварительного ознакомления все материалы
творческого отчета должны быть оформлены в письменном виде (насколько это
возможно) и переданы в экспертный совет вместе с заявлением об аттестации.
Общее время, отводимое на испытание по форме
«Творческий отчет» 45 мин. – 1 час. Совет выносит решение о соответствии
подготовки претендента уровню заявленной категории простым голосованием.
Требования к
реферату.
Полный объем реферата – 25 страниц машинописного
текста.
Работа начинается с плана, который должен отражать
тему и цель, содержать вступительную и заключительную части.
Во вступительной части дается обоснование выбора темы:
актуальность проблемы, новые ее аспекты в современных условиях, роль и значение
в жизни школы, сложность решения и т.д. В этой части можно отразить внешнюю
сторону написания реферата: почему автора заинтересовала проблема, где
выполнялась работа, кто оказал содействие. Затем дается анализ литературы по
теме, уровень освещенности темы, наиболее важные положения и практические
рекомендации, отношение к ним автора реферата, отбор наиболее ценного материала
для данной школы (детского сада).
В главной части раскрывается динамика и состояние
изучаемого явления в данном образовательном учреждении: что взято из
литературных источников, какую методику исследования применили, какие формы,
методы, средства учебно-воспитательной работы использовали, к каким изменениям
это привело, количественные и качественные результаты, пути их дальнейшего
применения и так далее.
В заключительной части реферата формулируются выводы
по теме, даются рекомендации. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов
(утверждений) от менее общих к более общим и важным.
В заключительной части полезно раскрыть, над какими
вопросами автор намерен работать дальше, какой для этого путь намечает, или как
намеревается организовать деятельность руководимого им коллектива.
Содержание реферата должно раскрывать вопросы,
обозначенные в плане, формулировку вопросов плана в тексте нужно повторять,
каждый раздел начинать с новой страницы.
При введении новых терминов и понятий рекомендуется их
объяснить.
В рефератах не принято сокращение слов, исключение составляют общепринятые. Очень полезно и экономично придавать цифровому материалу, используемому в реферате, форму, доступную обозрению (таблицы, диаграммы, графики). Автор может дать «Приложение» к реферату (образцы анкет, сочинений, фотоснимки, выписки протоколов педсоветов и т.д.). Страницы реферата нумеруются. В конце ставится подпись автора и дата сдачи реферата.