ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Творческий
уровень усвоения знаний
1.
Обладает многосторонними
способностями.
2.
Работает быстро. Имеет высокую общую
работоспособность.
3.
Испытывает непрерывную потребность в
умственном труде.
4.
Обобщает «с места», не имея при этом
никакой дополнительной информации.
5.
Обладает умениями широко
интерпретировать и конструировать
материал, пересказывая разными способами.
6.
Рассматривает один и тот же факт,
явление с разных точек зрения, проявляя
глубокий интерес к открытиям в мировой
цивилизации. Защищает позицию автора, умеет
доказывать, опровергать.
7.
Работает с удовлетворением с различной
литературой (справочники,
энциклопедический материал, научно-популярная
статья, занимательная литература),
отыскивая, отбирая необходимый материал,
увлекаясь историей открытий с определенной
целевой установкой.
8.
Умеет «встраивать» новые знания в
систему уже усвоенных и применяемых на
практике знаний и в проблемную ситуацию.
9.
Высказывает содержательную свою мысль,
идею.
10.
Умеет
переводить письменную речь в устную,
самостоятельно подготовив доклад, а затем
преобразовав его в выступление.
11.
Расширяет при
выполнении творческого задания
самостоятельно поисковую деятельность,
открывая новые стороны изучаемого явления,
объекта.
12.
Умеет
приводить знания в движение, в результате
чего устанавливаются новые взаимосвязи,
формируются новые
обобщения, делаются новые выводы.
13.
Свободно
ориентируется в овладении умениями
сопоставлять, критически анализировать.
14.
Умеет
проводить самоанализ личного знания,
подбирая методы предстоящей работы.
15.
Самостоятелен
в принятии решения.
16.
С большим
интересом посещает занятия в системе
дополнительного образования, расширяя и
углубляя знания в интересующей его области.
Творческий (скрытый) уровень
усвоения знаний
1.
Легко генерирует идеи.
2.
Оригинален в мышлении.
3.
Умеет мобилизовать усвоенные знания и
умения на предстоящую деятельность,
придавая ей строгую логичность,
последовательность в выполнении заданий.
4.
Свободно владеет операционными
способами освоения знаний (сравнение,
анализ, синтез, простые и сложные обобщения,
абстрагирование и т.д.).
5.
Обладает разными видами обобщающих
приемов. Умеет ассоциировать аналогичные
связи.
6.
Свободно владеет поиском недостающей
информации. Умеет приобретать знания в
процессе самостоятельной поисковой
деятельности.
7.
Имеет большой словарный запас.
8.
В ходе опытной работы пытается получить
пробные выводы и варианты решения.
9.
Умственная активность мобильна,
динамична, но не все используемое учителем
на уроке переходит в фонд развития личности.
10.
Умеет
объяснять материал от описания до
доказательства и объяснения в процессе
закрепления знаний.
11.
Свободно видит
причинно-следственные связи, пытаясь
вывести закономерности.
12.
Испытывает
трудности в «встраивании» межпредметных и
новых знаний в старые знания в переводе от
умозаключения к выводам и от выводов к
обобщениям.
13.
Свободно «свертывает»
знания, делая обобщающие выводы, но в
обратной операции – «развертывании»
знаний – испытывает трудности по причине
недостаточных знаний технологии анализа и
синтеза и видения связей сравнений с
анализом и синтезом.
14.
Может долго
слушать, читать, конструировать задачи,
используя разные формы записей, используя
эту информацию в разных формах учебной
деятельности, но она лоскутная, обрывочная,
по причине отсутствия обобщения и
классификации ее.
15.
Имеет довольно
высокое качество знаний, но оно не является
постоянным по причине отсутствия
самоконтроля.
16.
Система знаний
представлена случайными ассоциациями, и
собирается она из
разрозненных фактов, а не выведена из
основных выводов и умозаключений.
17.
Зная, а
возможно, и не осознавая
недостаточное развитие памяти,
внимания и не тренируясь самостоятельно в
развитии отдельных психических сфер
личности, намеренно избегает ситуации, где
требуется большая умственная нагрузка.
Репродуктивный уровень
усвоения знаний
1.
Обладает прочными знаниями и твердыми
умениями всех умственных действий,
развивающих творческую индивидуальность
личности.
2.
Процесс выполнения всех видов
творческих упражнений носит сознательный
характер. Ребенок осознает цель, понимает
возникшую проблему. Внутренне планирует
содержание, структуру и проектируемые
результаты деятельности.
3.
Умеет проводить тщательный анализ
задачи, наличие данных в ней.
4.
Предстоящей деятельности придается
строгая логичность. Составляется план
последовательности выполнения заданий.
5.
Проверяет правильность решения задачи.
При перенесении способов решения на другие
виды задач самостоятельно находит новые
приемы решения.
6.
Составляет рассказы, сказки, загадки.
Творчески подходит к изложению.
7.
Распространяет знания на большую
совокупность объектов, явлений, а также
переносит их с одного параграфа на другой, с
одной темы на другую, из одного учебного
курса в другой.
8.
Выделяет сущность в явлениях, процессах,
виде связи, зависимости между явлениями,
процессами.
9.
Умеет выбрать оптимальные пути решения
на основе систематизации большого объема
информации, в том числе межпредметного
характера.
10.
Пытается
самостоятельно выделить отдельно причины,
следствия, а также причинно-следственные
связи в развитии явлений и на основе этих
процессов выделять закономерности, делать
выводы.
11.
Умеет получить
вывод из информации, а затем развернуть его
в текст с движением от главной мысли до
конкретного знания.
12.
Моделирует ход
суждений, обладая системной информацией,
при этом твердо удерживая внутренний план
действий.
13.
Имеет знания и
умения по самообразованию и самообучению
Репродуктивно-творческий
уровень усвоения знаний
1.
Стремится к выделению главного,
обобщению, а также сравнению,
доказательству, опровержению. Однако
системой умственных действий не обладает.
2.
Умеет делать простые
выводы в более сложные, а также
преобразовывать в заключения.
3.
Овладение материалом происходит в том
же объеме и порядке, в каком изложены в
учебнике, не внося нового.
4.
Воспроизведение материала отчетливо
осознается.
5.
Учебные задания выполняются
первоначально на уровне копирования и
воспроизведения (1-й этап). В процессе
закрепления (2-й этап) проявляется
догадливость, сообразительность,
однако проявить собственное отношение к
фактам не умеет. В ходе обобщающего
контроля (3-й этап) знания и умения
поднимаются на новый уровень и выходят за
рамки выводов и правил, то есть творческий
уровень.
6.
Проявляет вдумчивое отношение к
установлению новых связей между явлениями
и процессами.
7.
Свободно переносит знания с одного
явления на другое, но не широко.
8.
Предпринимает попытку открыть новые
знания, систематизируя, классифицируя
факты, но небольшие по объему.
9.
Умеет проводить опытную и опытно-экспериментальную
работу на основе предложенного учителем
плана, наблюдая и фиксируя значительное в
явлениях, процессах,
а также делать выводы из фактов и их
совокупности, но разработать план
поисковой работы самостоятельно не умеет.
10.
Принимает
активное участие в
решении одной задачи, имеющей разные
задания, сначала простые и далее
усложненные, но самостоятельно дополнить
задачу не может, поставив, например, ряд
вопросов.
11.
Ведет рассказ
от начала до конца подробно, сжато, разделяя
на логически законченные части, выборочно.
12.
Может работать
с несколькими информационными источниками
сразу (учебник, занимательная литература,
энциклопедические материалы), выбирая и
конструируя короткую информацию.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.
Творческий уровень усвоения знаний
1.1.
Обобщает «с места», не имея при этом
никакой дополнительной информации.
1.2.
Приводит знания в движение, открывая
новые знания изучаемого явления, формируя
новые обобщения, делая новые выводы.
1.3.
Испытывает непрерывную потребность в
умственном труде.
1.4.
Рассматривает один и тот же факт,
явление с разных точек зрения, проявляя
глубокий интерес к научным открытиям.
1.5.
Содержательно высказывает свою мысль,
идею. Легко переводит письменную речь в
устную и устную в письменную, активно
вносит комментарии к тексту.
2.
Творческий (скрытый) уровень овладения
знаниями
2.1.
Легко
генерирует идеи.
2.2.
Имеет большой словарный запас слов.
Обладает культурой речи.
2.3.
В ходе опытной, опытно-экспериментальной
работы пытается получить пробные выводы и
варианты решения.
2.4.
Система знания представлена отдельной
ассоциативной информацией, но не
базируется на выводах, заключении.
2.5.
Качество знаний не является
постоянным.
3.
Продуктивный уровень
усвоения знаний
3.1.
Умеет получить вывод из информации, а
затем «развернуть» его в текст с движением
от главной мысли до конкретного знания.
3.2.
Умеет моделировать ход суждения, твердо
удерживая внутренний план действия.
3.3.
При переносе способа решения на другой
вид заданий самостоятельно выводит новые
примеры решения.
3.4.
Умеет выделить сущность в процессах,
явлениях на основе анализа, установления
закономерностей.
4.
Репродуктивно-творческий уровень
овладения знаниями.
4.1.
Не может охватить большой объем
информации, несмотря на, казалось бы,
владение умениями систематизации и
классификации материала, а также изложения
в форме тезисов и конспективной форме.
4.2.
Предпринимает в ходе закрепления
попытку в открытии нового знания, но она
заканчивается в основном неудачей.
4.3.
Овладение материалом происходит в том
же объеме и порядке, в каком излагается в
учебнике без всяких изменений. В случае
изменения ученик испытывает трудности и
долго не может включиться в учебный процесс.
4.4.
Не видит пути совершенствования.
Не может проявить собственного отношения к
фактам.
4.5.
Испытывает трудности в широком
переносе знаний из одной темы в другую.