Карта уровней профессиональной компетенции (категорий) учителя
Уровни и категории |
Главные характеристики уровня (профессионализм, творчество, мастерство, результативность, эффективность, оптимальность, индивидуальность) |
Характер затруднений, недостатков, ошибок |
6.
учитель профессионал |
Постоянное стремление к психологическому саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней. Психолог, осуществляющий все поиски от ученика и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки; индивидуальность |
Затруднения преодолеваются с постоянным выигрышем; специальное создание ситуаций затруднений для совместного обсуждения учениками путей разрешения |
5.учитель
- исследователь |
Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности |
Затрудняения,
сопровождающие исследование |
4.
Учитель - новатор |
Поиск и использование
отдельных оригинальных приемов или
целостных оригинальных приемов или
целостных оригинальных систем
обучения или воспитания. Творчество («открытие
для других»). Эффективность в поисках
нового. Четкая ориентация на
психическое развитие учащихся как
главный результат труда.
Индивидуальность. |
Затруднения,
сопровождающие поиск и внедрение
нового в практику |
3.
Учитель – мастер |
Владение высшими образцами
известных в науке и практике приемов.
Повседневное решение нестандартных
педагогических задач («открытие для
себя»). Устойчивая высокая
эффективность. Оптимальность (работа
без перегрузок). Стремление учитывать
развитие учащихся. Передача опыта
другим учителям. |
Затруднения и даже ошибки
может использовать для достижения
хорошего результата и постановки новых
целей. |
2.
Учитель |
Овладение основами
профессии, применение известных в
науке и в практике приемов.
Повседневное решение нестандартных
задач («открытия для себя»).
Положительная результативность и
эффективность. Преимущественная
ориентация на знания (а не на развитие)
учащихся |
Затруднения при
овладевании новыми профессиональными
приемами побуждают думать, указывают
на слабые места |
1.
Учитель - стажер |
Вхождение в практику
профессии, опробование своих сил.
Первые положительные результаты |
Затруднения и недостатки,
связанные с практическим освоением
профессиональных знаний, умений,
навыков; могут указывать на слабые
места, могут тормозить разрушать
деятельность |
0.
Профессию учителя лучше оставить |
Отсутствие интереса к
ученику, отсутствие интереса к
профессии, к своему профессиональному
развитию, отрицательная
результативность, негативные
последствия воздействия на ученика. |
Устойчивые недостатки и
ошибки без стремления осознать их
причины и устранить |