Ключевые компетенции
1. Учебно-познавательная компетенция представляет собой
самостоятельную
познавательною
деятельность
ученика,
включающую
элементы
логической,
методологической,
общеучебной
деятельности,
с
использованием
реальных
познаваемых
объектов.
Сюда входят
знания и
умения
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки
учебно-познавательной
деятельности.
Ученик
овладевает
креативными
навыками
продуктивной
деятельности:
добыванием
знаний
непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
К этой компетенции можно отнести способность видеть и решать проблемы. Развитость этой компетенции означает не только умение ученика справляться с предложенным ему тестом, но и то, что ученик любит решать проблемы, ему это нравится, и он делает это охотно, с удовольствием. Именно этим ключевая компетенция и отличается от просто способности, здесь акцент делается на стабильность мотивации.
на наличие определенной ценностной установки, которая работает в
разных областях приложения.
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
2. Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3.
Коммуникативная
компетенция
включает
знание
необходимых
языков,
способов
взаимодействия
с
окружающими
и удалёнными
людьми
и
событиями, навыки
работы
в группе,
владение
различными
социальными
ролями в
коллективе.
Ученик
должен уметь
представить
себя,
написать
письмо,
анкету,
заявление,
задать
вопрос, вести
дискуссию
и
др. Чтобы
освоить эту
компетенцию
в учебном
процессе,
фиксируется
необходимое
и достаточное
количество
реальных объектов
коммуникации
и способов
работы с ними
для ученика
каждой
ступени
обучения в
рамках
каждого
изучаемого
предмета или
образовательной
области.
4.
Социально-политическая
компетенция
или
готовность к
решению
проблем.
В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.
Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного /академического/ социального конфликта.
В качестве примеров наличия/отсутствия данной компетенции в области решения личных и социальных проблем можно привести следующие. Есть люди, которые с легкостью улаживают возможные разногласия и спорные ситуации в доме, на работе, с друзьями и т.д., а есть такие, которые незначительные расхождения во мнениях превращают в неодолимый конфликт.
5. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-
трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
6.
Общекультурная
компетенция
круг
вопросов, в
которых
ученик
должен
быть хорошо
осведомлен,
обладать
познаниями
и опытом
деятельности.
Это особенности
национальной
и
общечеловеческой
культуры,
духовно-нравственные
основы жизни
человека и
человечества,
отдельных
народов,
культурологические
основы
семейных,
социальных,
общественных
явлений и
традиций,
роль науки и
религии в
жизни
человека,
их
влияние на
мир,
компетенции
в бытовой и
культурно-досуговой
сфере,
например,
владение
эффективными
способами
организации
свободного
времени.
7. Готовность к образованию через всю жизнь.