Как с
помощью компьютера обучать русскому языку
Компьютерное обеспечение открывает новые возможности в
изучении русского языка. Во-первых, это реализация в чистом виде
индивидуализации и дифференциации обучения, которые становятся возможны при
правильной организации диалога, даже двойного диалога (компьютер – ученик –
учитель). Во-вторых, для работы на компьютере ученик вынужден не только
формально запомнить, но осознать
формулировки правил орфографии и пунктуации. Иначе подобная работа даже в
тренировочном режиме без четкого знания теории просто невозможна. С другой
стороны, формальное знание правил еще не есть свидетельство того, что у ребенка
сформированы орфографический и пунктуационный навыки. В реальной жизни добиться
того, чтобы все выучили правила и приобрели навык по их применению, очень
трудно. Педагогу просто не хватает времени на уроке для организации
достаточного количества практических упражнений. Как показывает эксперимент,
огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Получается,
что при работе на компьютере ученики должны осознать и запомнить не только
формулировку изучаемого правила, но и, самое главное, способ применения этого правила (алгоритм). Таким образом у детей
формируется практический навык. При этом перед школьниками ставятся конкретные
цели:
·
Усвоить основы знаний
·
о языковой системе (опознавать по изученным
признакам языковые единицы, группировать языковые явления по определенным
признакам, давать анализ и характеристику языковых единиц всех уровней);
·
Осознать и запомнить
формулировки изучаемого орфографического и пунктуационного правила (осознанное
овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими
правилами на основе теоретических знаний);
·
Научиться устно и
письменно обосновывать выбор орфограммы или знаков препинания с опорой на это
правило, с тем чтобы осознать и запомнить порядок разбора (способ применения
правила, т.е. алгоритм);
·
Правильно писать слова с
изученными видами орфограмм и пунктуационно оформлять предложения и текст;
·
Видеть орфографические и
пунктуационные ошибки, исправлять их.
Опираясь на поставленные цели, учитель строит работу
над орфографическим или пунктуационным правилом с использованием ИВТ по
следующей схеме:
1.
Изучение теоретического
материала (объяснение учителем или самостоятельная работа с учебником или с
электронным учебником и т.п.).
2.
Подготовка к работе над
новым правилом: предлагается прочитать примеры и обратить внимание на знаки
препинания, чтобы выяснить, какие из предложенных слов, словосочетаний,
предложений являются наиболее трудными с точки зрения орфографии и пунктуации
(т.е. рассматриваются типичные случаи орфограмм и пунктограмм в соответствии с
изучаемым правилом и выясняются трудные случаи).
3.
Повторение по
электронному учебнику или таблицам материала по синтаксису и грамматике, на
который опирается соответствующее отрабатываемое правило. Цель – осознать и
запомнить формулировку изучаемого правила, научиться устно и письменно
обосновывать выбор орфограммы или знаков препинания с опорой на это правило, с
тем чтобы осознать и запомнить порядок пунктуационного или орфографического
разбора (способ применения правила).
4.
Первичное закрепление
изученного правила – тренировочная часть. Она представляет собой упражнения с
элементарными заданиями: вставить пропущенные
буквы или знаки препинания. Компьютер реагирует на все допущенные ошибки
и дает образец правильного выполнения. Ученик выполняет работу над ошибками.
5.
Закрепление изученного
правила: выполнения различных видов упражнений, устное или письменное обоснование
выбора орфограммы или знаков препинания с опорой на изученное правило
(отрабатывается алгоритм).
6.
Проверочная работа. Цель
– установить, усвоили ученики изученное правило или над ним надо еще
поработать.
7.
Работа над ошибками по
образцу. При этом очень важно, чтобы дети самостоятельно подобрали примеры,
подобные тем, в которых были допущены ошибки.
8.
Подготовка к
контрольному диктанту (работа с обобщающими таблицами: составить таблицу на
изучаемые правила, сгруппировать правила по видам орфограмм или пунктограмм;
заполнить таблицу, распределяя предложения по правилам, и т.п.).
9.
Контрольный диктант.
После его проверки проводится работа над ошибками.
Таким
образом, занятия по русскому языку в компьютерном классе проводятся с
использованием следующих основных методических приемов: изучение и закрепление теоретического материала;
выполнение тренировочных упражнений; диагностика пробелов в знаниях школьников;
фиксированный программой контроль, самоконтроль и взаимоконтроль; работа над
ошибками в форме компьютерного контроля и самоконтроля; повторный компьютерный
контроль.
Закрепление
изучаемого материала
На каждом уроке отрабатывается определенное правило,
тема, изучаемая на данный момент. Теоретические знания формируются на уроке в
кабинете русского языка, а в компьютерном классе проходит тренировочная работа
по данной теме – практикум. Каждому ученику перед работой на компьютере
выдается личный листок, на котором обозначено задание на данный урок. К личному
листу прикрепляется лист для работы над ошибками. Если ребенок их совершает, он
тут же выписывает свою ошибку, исправляет письменно и работает дальше, на
компьютере. Если ученику непонятно задание или он затрудняется в каком-либо
вопросе, то поднимает руку. Как правило, рук немного, и учитель русского языка
вполне успевает к каждому. Учитель сверяет результат, выданный компьютером, с
тем, который зафиксировал ученик в своем личном листе, проверяет наличие работы
над ошибками и расписывается в соответствующей графе личного листа. Ребенок
переходит к следующему этапу.
Для практикума учителем готовятся разноуровневые
письменные задания с учетом возможностей ребят: репродуктивные; задания,
выполнение которых требует самостоятельности мышления; тренировочные и
творческие задачи повышенной сложности для мотивированных учащихся. После урока
личный листок с работой над ошибками и выполненное письменное задание
складываются в личный конверт, где хранятся подобные отчеты о предыдущей
деятельности школьников на уроках русского языка с компьютерной поддержкой.
Контроль
знаний
Существующие компьютерные учебные программы дают
возможность контролировать как знание детьми теоретического материала, так и
уровень сформированности у них практических навыков. Выполнение контрольных и
проверочных работ на компьютере имеет очевидные преимущества: ученики сразу
видят результат выполнения заданий, по необходимости или с разрешения учителя
(в зависимости от целей, которые ставит учитель) они могут воспользоваться
справочным материалом. Налицо объективность выставленной отметки за работу