Эксперименты
и Решение
задач
по теме «Металлы»
Цели
урока:
1.
закрепить
навыки
решения
задач
2.
продемонстрировать
практическую
значимость
навыков
решения
задач
3.
научить
решать
усложненные
задачи.
Оборудование
и реактивы:
кодоскоп,
чашка Петри,
колба Вюрца,
двугорлая
банка,
мензурка,
стакан,
тигель
металлический,
Na
металлический,
H2O, Mg, Cu, HCl
разбавленная,
железная
пластинка,
раствор CuSO4,
термитная
смесь, спички.
План
урока:
1.
Организационный
момент.
2.
Новый
материал -
эксперименты
и решения
задач
3.
Задание
на дом.
План
изложения
нового
материала:
1.
Опыт
взаимодействия
натрия с
водой (с
помощью
кодоскопа) и
решение
задачи.
2.
Опыт
со смесью
магния и меди
и решение
задачи.
3.
Опыт
с железной
пластинкой и
решение
задачи.
4.
Решение
усложненной
задачи.
5.
Опыт
с термитной
смесью.
6.
Итоги
урока.
Ход
урока.
На сегодняшнем уроке мы не просто будем решать задачи – мы свяжем эти задачи с экспериментами. Вы, возможно, думаете, что составители задачников берут условия задач из головы. На самом деле это не совсем так. Каждая задача так или иначе связана с экспериментом (опытом), который произошел и данные которого и были внесены в условие задачи. Такие опыты и мы проведем сегодня, а данные этих опытов используем для составления условий задач.
1.
Опыт
взаимодействия
натрия с
водой и
решение
задачи.
Вы уже видели, как натрий взаимодействует с водой. Еще один вариант этого опыта проведем с помощью кодоскопа. Кусочек натрия массой примерно 1,15 г опускаем в чашку Петри, куда налито 40 мл воды.
Натрий
взаимодействует
с водой,
выделяется
газ.
А
теперь решим
задачу –
вычислим
массовую
долю щелочи в
полученном
растворе (задача
13 в сборнике
задач).
Уравнение
реакции:
1,15 г
x
г y г
2Na
+ 2H2O = 2NaOH + H2 ↑
Как
найти
массовую
долю щелочи в
полученном
растворе?
m (NaOH)
ω
(NaOH)
= -------------- · 100 %
m (раствора)
Из чего
будет
складываться
масса
раствора?
Из массы
воды и натрия
за вычетом
массы
водорода.
Значит, надо
найти массу NaOH и
массу H2.
m
(раствора)
= m (H2O) + m (Na) – m (H2)
m(Na)
1,15 г
υ
(Na)
= ---------- = ----------- = 0,05 моль
M (Na) 23
г/моль
υ
(NaOH)
= υ (Na) =
0,05 моль
m
(NaOH)
= μ (NaOH) · υ
(NaOH)
= 40 г/моль · 0,05 моль =
2 г
υ
(H2)
= Ѕ υ (Na) =
Ѕ · 0,05 моль
= 0,025 моль
m
(H2)
= μ (H2)
· υ (H2)
= 2 г/моль · 0,025 моль =
0,05 г
m (H2O) = ρ · V = 1
г/мл · 40 мл = 40 г
2
г
ω
(NaOH)
= ---------------------- · 100 % = 4,87 %
40 г + 1,15 г – 0,05 г
Ответ: 4,87 %
2. Опыт со
смесью
магния и меди
и решение
задачи.
Следующий
эксперимент
– следующая
задача.
Имеется смесь медных и магниевых опилок. Берем 1 г этой смеси и помещаем в колбу Вюрца (демонстрируется прибор). Затем приливаем избыток соляной кислоты. Измеряем объем водорода – это объем вытесненной воды.
Итак,
по данным
эксперимента
получается,
что
выделилось 244
мл водорода.
Кстати,
молярный
объем при
таких
условиях
будет
немного иным (условия в
кабинете
химии
отличаются
от
нормальных – t = 200 C или
293 K,
а давление
сегодня 750 мм
рт. ст.). При
этих
условиях Vm
будет
равен не 22,4 л/моль, а 24,36 л/моль
≈ 24,4 л/моль.
Надо
определить
массовые
доли
металлов в
смеси.
Итак,
решение
задачи.
С
соляной
кислотой
взаимодействует
только
магний.
x
г
0,244 л
Mg
+ 2HCl = MgCl2 + H2 ↑
Cu
+ HCl ≠
V
0,244 л
υ
(H2)
= ---- = --------------- = 0,01 моль
Vm
24,4
л/моль
υ (Mg)
= 0,01 моль
m
(Mg)
= 24 г/моль · 0,01 моль =
0,24 г
m (Mg) 0,24 г
ω
(Mg)
= --------- ·
100% = --------- · 100% = 24%
m (смеси) 1
г
ω (Cu) = 100% - 24% = 76%
Ответ: ω (Mg) =
24%, ω (Cu) = 76%
Вопрос
классу: каким
способом
можно было
проще узнать
массовые
доли
металлов в
смеси? (Ответ:
растворить
магний в
кислоте, а
затем
отфильтровать
и взвесить
медь.)
3. Опыт с
железной
пластинкой и
решение
задачи.
Как известно, более активные металлы могут вытеснять менее активные из растворов их солей. На этом основан наш следующий эксперимент.
Железная пластинка массой 8 г была опущена в раствор сульфата меди (II) массой 250 г с массовой долей CuSO4 15%, после чего масса пластинки составила 8,8 г. Какой стала массовая доля сульфата меди в растворе после реакции?
Решение задачи.
x
моль
x
моль x
моль
Fe + CuSO4 =
FeSO4 + Cu
Найдем массу CuSO4 в растворе № 1.
m1 (CuSO4) = ω1 (CuSO4) · m1 (раствора) = 0,15 · 250 г = 37,5 г
Итак, масса пластинки увеличилась на 8,8 г – 8 г = 0,8 г. Что означает эта цифра?
На каждый атом железа приходится по уравнению реакции один атом меди. Значит, сколько атомов железа ушло в раствор в виде ионов, столько атомов меди осело на пластинке. Значит, разница 0,8 г – это разница между массой меди и массой железа.
Обозначим количество вещества Fe за x моль. Тогда υ (Cu) = x моль.
Масса меди 64x и масса железа 56x.
64x – 56x = 0,8
8x = 0,8
x = 0,1
Отсюда количество вещества CuSO4, вступившего в реакцию – 0,1 моль, а его масса:
m2 (CuSO4) = υ · μ = 0,1 моль · 160 г/моль = 16 г
Тогда масса сульфата меди (II), оставшегося в растворе, равна:
m3
(CuSO4)
= m1
(CuSO4)
– m2
(CuSO4)
= 37,5 г – 16 г = 21,5 г
m3 (CuSO4)
21,5
г
21,5 г
ω2
(CuSO4)
= ------------------
= --------------- · 100% = --------- · 100% = 8,63%
m2 (раствора)
250 г – 0,8 г
249,2 г
Ответ: ω (CuSO4) = 8,63%.
4. Решение
усложненной
задачи.
Опыт сходный со вторым опытом, но более громоздкий, поэтому показывать не будем.
Решение задачи № 141 из сборника задач.
Со
щелочью
реагируют
кремний и
алюминий:
x
моль
2x моль
Si
+ 2NaOH
+ H2O == Na2SiO3 + 2H2 ↑
y моль
1,5y моль
2Al
+ 2NaOH + 10H2O == 2Na[Al(OH)4(H2O)2]
+ 3H2 ↑
С
кислотой
реагируют
алюминий и
железо.
y моль
1,5y моль
2Al
+ 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 ↑
z
моль
z моль
Fe
+ 2HCl = FeCl2 + H2 ↑
Пусть υ (Si)
= x моль,
υ (Al)
= y
моль,
υ (Fe)
= z
моль.
Тогда:
υ (H2),
выделившегося
при действии
щелочи на
кремний,
будет 2x
моль,
υ (H2),
выделившегося
при действии
щелочи на
алюминий,
будет 1,5y
моль,
υ (H2),
выделившегося
при действии
кислоты на
алюминий,
будет 1,5y
моль,
υ (H2),
выделившегося
при действии
кислоты на
железо, будет z
моль.
Составляем
систему
уравнений с
тремя
неизвестными:
{ |
28x + 27y + 56z = 13,8 2x + 1,5y = 0,5 1,5y + z = 0,4 |
При
решении этой
системы
получаем:
x
= 0,1 моль; m(Si) = 2,8
г
y
= 0,2 моль; m(Al) = 5,4
г
z
= 0,1 моль; m(Fe) = 5,6
г
5. Опыт с
термитной
смесью.
И последний на сегодняшнем уроке опыт.
Термитная смесь состоит из железной окалины и алюминиевого порошка. При взаимодействии этих веществ выделяется большое количество теплоты, железо плавится и принимает форму того сосуда, в котором происходит реакция (на кодоскопе демонстрируется рисунок установки).
Опыт:
в железном
тигле
смешиваем
эквивалентные
количества
железной
окалины и
алюминиевого
порошка и
поджигаем с
помощью
магниевой
ленты.
Уравнение
реакции:
3Fe3O4
+ 8Al = 4Al2O3 + 9Fe
А задачу по данному эксперименту постарайтесь решить дома (задача № 49 из сборника задач).
6. Итоги
урока.
Итак, на сегодняшнем уроке вы узнали, что условия задач рождаются из эксперимента, и закрепили навыки решения задач.
Задание на дом: задачи № 47 и 49 из следующего далее сборника задач.