Методы обучения,
используемые учителем в учебном процессе:
СИ – словесно - индивидуальные;
НИ – наглядно - индивидуальные;
ПИ – практически – индивидуальные;
СД – словесно – дедуктивные;
НД – наглядно – дедуктивные;
ПД – практически – дедуктивные;
СТ – словесно – традуктивные;
НТ – наглядно – традуктивные;
ПД – практически – традуктивные;
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:
- Заключение от единичного к единичному;
- Заключение от частного к частному;
- Заключение от общего к общему;
Частично - поисковые методы
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Эвристическая беседа, ведущая к выводу |
То же с опорой на наглядность |
Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом |
Поиск примеров, фактов на основание явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов) |
Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д. |
Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм |
Перенос общих признаков известного на новое |
Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность |
Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания) |
Проблемно – сообщающие методы
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах. |
То же самое с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная) |
Записи действий учителя при доказательстве гипотезы |
Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов |
То же самое с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д.) |
То же самое с опорой на упражнение |
Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах. |
То же самое с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели) |
То же самое с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты |
Исследовательские методы
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Работа с книгой по поиску материала |
Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода |
Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма |
То же с опорой на наглядность |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся |
Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов |
То же с опорой на наглядность |
Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся |
Объяснительно - иллюстративные
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Рассказ |
Описание схемы, алгоритма |
Упражнение |
Беседа с опорой на правила |
Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем |
Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов |
Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов |
Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов |
Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов |
Репродуктивные методы
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Пересказ прочитанного |
Списывание готового материала с доски |
Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением |
Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса |
Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму) |
Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон |
Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений |
Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель |
Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов |