Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе:

 

 

 

СИ – словесно - индивидуальные;

НИ – наглядно - индивидуальные;

ПИ – практически – индивидуальные;

 

 

СД – словесно – дедуктивные;

НД – наглядно – дедуктивные;

ПД – практически – дедуктивные;

 

 

СТ – словесно – традуктивные;

НТ – наглядно – традуктивные;

ПД – практически – традуктивные;

 

 

Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.

 

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.

 

Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.

 

Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:

  • Заключение от единичного к единичному;
  • Заключение от частного к частному;
  • Заключение от общего к общему;

 

 


Частично - поисковые методы

 

 

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Эвристическая беседа, ведущая к выводу

То же с опорой на наглядность

Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом

Поиск примеров, фактов на основание явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)

Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д.

Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм

Перенос общих признаков известного на новое

Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность

Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания)

 

Проблемно – сообщающие методы

 

 

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах.

То же самое с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная)

Записи действий учителя при доказательстве гипотезы

Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов

То же самое с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д.)

То же самое с опорой на упражнение

Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.

То же самое с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели)

То же самое с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты

 

 


Исследовательские методы

 

 

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Работа с книгой по поиску материала

Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода

Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма

То же с опорой на наглядность

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся

Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов

То же с опорой на наглядность

Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся

 

 

Объяснительно - иллюстративные

 

 

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Рассказ

Описание схемы, алгоритма

Упражнение

Беседа с опорой на правила

Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем

Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов

Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов

Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов

Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов

 

 

Репродуктивные методы

 

 

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Пересказ прочитанного

Списывание готового материала с доски

Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением

Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса

Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму)

Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон

Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений

Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель

Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов