Методика определения профессионального уровня преподавателя

 

Объяснительная записка

Профессиональный уровень преподавателя определяется на основе оценки его умений и навыков (степени их выраженности) с помощью рейтинговых систем оценок в следующих областях деятельности:

1.      Определение целей и задач в ходе подготовки к уроку и постановка их на уроке.

2.      Определение структуры и организации урока в соответствии с поставленной целью.

3.      Отбор содержания учебного материала урока.

4.      Анализ деятельности учителя.

5.      Анализ деятельности учащихся.

6.      Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся (как результат деятельности преподавателя на уроке).

Представленный порядок расположения критериев отражает не степень их значимости, а логическую последовательность  действий педагога по организации учебного процесса, а также его результаты.

Названные критерии представлены в квалификационной карте и проранжированы  с учетом четырех степеней выраженности:

·        Очень высокий (А)

·        Сравнительно высокий (Б)

·        Средний (В)

·        Низкий (Г)

Порядок работы

Предварительно ознакомившись с содержанием оценочных критериев,

поверяющие определяют степень выраженности каждого из них, проставляя в соответствующей графе квалификационной карты «+». Затем подсчитывается сумма набранных преподавателем баллов с учетом следующих коэффициентов:

очень высокий уровень – 4 балла;

высокий уровень – 3 балла;

средний уровень – 2 балла;

низкий уровень – 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 24, минимальная – 6.

Преподаватель, набравший сумму баллов в диапазоне от 21 до 24 может бать рекомендован на высшею категорию качества, от 17 до 20 – 1-ю категорию, от 12 до 16 – на 2-ю категорию.

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КВАЛИФИКАЦИЮ УЧИТЕЛЯ

(СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ)

  1. Умение определять цели и задачи на уроке.

А.

1. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на основе систему целей и задач.

2. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.

3. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных его уроков, находит на основе нестандартные методические решения.

4. Умеет цели обучения ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.

5. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.

6. Умеет определить результат урока.

Б.

1. Умеет интепретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы.

2. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.

3. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.

4. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.

5. Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.

6. Умеет определить результат урока.

В.

1. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые по данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.

2. Уроки, как правило, однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.

3. Цели определяются с учетом уровня подготовки учащихся.

4. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны учащимся.

5. Результат урока не определен.

Г.

1. Не видит необходимости в специальной разработке и поставке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменений.

2. Не различает типы урока.

3. Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментами.

4. Цели урока нечетко сформулированы.

5. Результат урока не определен.

2.Умение определять структуру и организованность урока.

А.

1. Структура урока соответствует его целям и типу.

2. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемой связки.

3. Умеет организовывать начало и конец урока.

4. Умело выбирает тип урока: задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легким. 

5. На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.

Б.

1. Структура урока соответствует типу учебного занятия.

2. Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.

3. Умеет организовывать либо начало урока, либо его конец.

4. Время использует эффективно, однако имеют место случая снижения интенсивности учебной работы из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа на другой, при смене типов заданий.

5. Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся. В.

1. Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.

2. Не всегда умеет организовывать начало и конец урока.

3. Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимся.

4. Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения их сложности, весь урок, как правило, проходит в одном темпе.

5. Элементы научной организации труда используются фрагментарно.

Г.

1. Этапы  урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.

2. Не умеет организовывать начало и конец урока.

3. При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение их или иных видов заданий: либо не испытывает в этом необходимости, либо, не обладает соответствующими навыками. 

4. План урока выполняется формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных заданий и необходимость их чередования.

5. Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.

3. Умение отобрать содержание учебного материала.

 А.

1. Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника школы.

2. Умеет связывать материал с потребностями и интересами учащихся.

3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.

4. Содержание урока соответствует его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.

5. Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.

Б.

1. Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися.

2. Умеет связывать учебный материал с жизнью и интересами учащихся.

3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

4. Содержание урока соответствует его основной цели.

5. Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.

В.

1. При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.

2. Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.

3. Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.

4. Поставленная цель урока и отобранный учебный материал не учитывают уровня знаний учащихся.

Г.

1. При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.

2. Учебный материал не связан с жизнью и интересами учащихся.

3. Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с основными понятиями.

4. Учебный материал дается для всех одинаковый без учета уровня знаний и особенностей класса.

4. Анализ деятельности учителя.

А.

1. Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.

2. Умеет конкретизировать эти цели, определив точные результаты, которые надо получать как доказательство, что цель достигнута.

3. Умеет определить уровни знаний в начале обучения (установочные тексты), в процессе обучения (учебные тексты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тексты) и организовать обучения, соответственные уровням усвоения.

4. Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.

5. Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности, передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технология обучения. 

6. Постоянно повышает свой методический уровень.

Б.

1. Умеет определить результаты собственной деятельности на уроке.

2. Видит свои недостатки, проблемы в работе, но не всегда способен установить их причины.

3. Творчески применяет новые методические приемы. Умело использует приемы, интересные находки творчески работающих учителей.

4. Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.

5. Систематически повышает свой методический уровень.

В.

1. Анализирует свою деятельность по необходимости.

2. Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устраняет, таким образом, выявленные проблемы, причем решения принимает, как правило, стереотипные.

3. Применяет новые методические приемы, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.

4. Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.

5. Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся.

Г.

1. Не проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям, а связи с устоявшейся практикой.

2. Работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.

3. Новые методические приемы и методы не признает считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая все, как правило, по шаблону.

4. При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.

5. Анализ деятельности учащихся.

А.

1. Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.

2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.

3. Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.

4. Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.

5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.

Б.

1. Учащиеся владеют научной терминологией.

2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.

3. Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля.

4. Умения самостоятельно приобретать знания могут формироваться только с помощью преподавателя.

5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.

В.

1. Учащиеся знают научную терминологию, но не всегда умеют ее применять.

2. Стандарт знаний могут частично применять.

3. Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным вниманием преподавателя.

4. Умения самостоятельно приобретать знания не сформированы.

5. Ограничиваются рамками учебника.

Г.

1. Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.

2. Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.

3. Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.

4. Ограничиваются рамками школьного учебника.

6. Уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету (получение результата обучения на уроке).

 А.

1. Уровень знаний, умений и навыков в полной мере соответствует прогнозируемому результату учителя в качественных и количественных критериях. Соответствует модели выпускника школы.

Б.

1. Уровень знаний, умений и навыков соответствует прогнозируемому результату преподавателя по предмету в качественных и количественных критериях, так как отсутствует прогнозируемый результат школы.

В.

1. Демонстрируют знания основ изучаемого предмета, показывая средние результаты по итогам контрольных работ, срезов, экзаменов.

Г.

1. Глубокие и устойчивые знания по предмету отсутствуют, по итогам контрольных работ, срезов, экзаменов результаты ниже среднего уровня.

  

Цель проверки

Документация, подлежащих аналитической обработке

Оценка в баллах

1

2

3

1. Эффективность обучения: динамика знаний, способностей, нравственно-этической ориентации учащихся в младшем и среднем звене, среднем и старшем звене 

Сравнительный анализ журналов вторых и пятых классов (не менее чем двух); восьмых и десятых классов (не менее чем двух). Анализ журналистов может по решению экспертной группы заменять аналогичный срез или рассматриваться как подтверждающий результат среза   

Максимальная оценка 30

2. Умение создавать нормальные условия для функционирования школьного коллектива в соответствии с физиологическими требованиями, финансово-экономической обеспеченностью и правовой защищенностью каждого ученика образовательного процесса 

Анализ актов СЭС, пожарной службы, расширенного медицинского осмотра. Сравнительный анализ сметы расходов на содержание образовательного учреждения и периодической отчетности об исполнении сметы расходов. Анализ документов (договоры, акты, протоколы заседаний совета школы и т.д.), определяющих наличие собственных средств школы и их расходование   

0,5

3. Умение организовывать всех участников учебно-воспитательного для достижения образовательных целей

Анализ учебно-воспитательного плана, протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе, протоколов общешкольных конференций, собраний, соревнований, совещание (за два года) 

0,5

4. Умение обеспечивать взаимодействие различных структурных подразделений школьного коллектива

Сравнительный анализ устава школы и документов оперативного характера: книги приказов по личному составу, тетради по комплектованию кадрами, протоколов педсоветов (за два года)    

0,5

5. Умение сопоставлять образование в разных регионах с целью обмена опытом, соотносить опыт других школ с конкретными условиями своей школы для продуктивного его использования 

Анализ докладов, выступлений, публикаций руководителя в прессе (не менее трех за последние два года)

0,5

6. Умение анализировать урок

Сравнительный анализ тетради посещенных уроков двух-трех учителей с их аттестационной характеристикой или описанием их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе. Учителя, анализ уроков которых предлагает руководитель, должны иметь различную квалификацию

0,5

7. Умение анализировать управленческие совещания и проводить их

Сравнительный анализ тетради совещаний при участии директора и протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе и учебно-воспитательного плана школы

0,5

8. Умение анализировать внеклассное мероприятие

Сравнительный анализ тетради посещенных внеклассных мероприятий двух-трех педагогов и их аттестационных характеристик или описания их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе

Педагоги, анализ мероприятий которых предлагает руководитель, должны иметь различную квалификацию   

0,5

9. Умение анализировать различные виды и формы обучения школьников

Анализ экспериментальных планов и программ, утвержденных данным руководителем или получивших педагогическое обоснование. Сравнительный анализ аналитической части учебного плана школы и предложенных в нем новых видов и форм обучения школьников (за два года)

0,5

10. Умение давать объективную оценку деятельности участников образовательного процесса и собственной работе

Сравнительный анализ описания работы учителей (двух-трех с различным уровнем профессиональной подготовки) по протоколам педсоветов, книге приказов по учебно-воспитательной работе и характеристик этих учителей. Сравнительный анализ отчетов руководителя на различных управленческих собраниях (не менее двух) и документов, в которых должны реализовываться принципиальные заявки данного руководителя. Сравнительный анализ документов, в которых подвергается критике аттестуемый руководитель, и представленные им отчеты документы (при наличии таковых)  

0,5

11. Обоснование статуса образовательного учреждения

Сравнительный анализ положения о данном типе образовательного учреждения и наличии документов

0,5

12. Взаимосвязанные и координированные действия школы, родителей и правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступности среди школьников

Анализ воспитательных планов, протоколов совета школы и педсоветов. Сравнительный анализ тетради регистрации правонарушений в школе и в КДН

 

13. Взаимосвязанные и координированные действия школы, учреждений культуры, спорта и других общественно-воспитательных учреждений по повышению общей культуры учащихся и воздействию на их образ жизни

Анализ воспитательных планов и классных журналов. Сравнительный выборочный анализ классных журналов (двух-трех классов) и документов учреждений, в которых учащиеся данных классов занимаются

от 1

14. Создание условий для сочетания различных форм обучения

Проверка учебных планов и расписания факультативов, индивидуальных планов учащихся

от 0,5

15. Педагогический потенциал образовательного учреждения

Проверка тарификационной ведомости и книг приказов по личному составу (за два года)

от 0,5

16. Связи с учреждениями профессионального образования (начального, среднего и высшего) и производством

Проверка справок о трудоустройстве и поступлении выпускников в высшие учебные заведения

от 1

17. Неординарные результаты учащихся

Проверка книги приказов по учебно-воспитательной работе и других документов

от 0,5