Методические
основы урока.
Методы обучения
- это основные виды деятельности учителя и
ученика, обеспечивающие формирование
знаний, умений и навыков, необходимых для
решения учебно-воспитательных задач.
Прием – это
деталь метода, отдельные его операции (практические
и мыслительные), моменты и процессы
усвоения знаний и умений. Он не имеет своей
самостоятельной учебной задачи.
Характеристика
отдельных групп методов:
1)
объяснительно-иллюстративные
(объяснительно-рецептивные) методы
отражают деятельность учителя и ученика,
состоящую в том, что учитель сообщает
готовую информацию разными методами, с
использованием демонстраций, а учащиеся
воспринимают, осмысливают и запоминают ее.
При необходимости воспроизводят
полученные знания;
2)
репродуктивные методы
способствуют формированию знаний (на
основе заучивания), умений и навыков (через
систему упражнений). При этом
управленческая деятельность учителя
состоит в подборе необходимых инструкций,
алгоритмов и других заданий,
обеспечивающих многократное
воспроизведение знаний или умений по
образцу;
3)
методы проблемного
обучения;
-
проблемное изложение, рассчитанное на
вовлечение учащегося в познавательную
деятельность в условиях словесного
обучения, когда учитель сам ставит проблему,
сам показывает пути ее решения, а учащиеся
внимательно следят за ходом мысли учителя,
размышляют и переживают вместе с ним и тем
самым включаются в атмосферу научно-доказательного
поискового мышления;
-
частично-поисковые или эвристические
методы, использующиеся для подготовки
учащихся к самостоятельному решению
познавательных проблем, для обучения их
выполнению отдельных шагов решения,
отдельных этапов исследования;
-
исследовательские методы–способы
организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новых для
них познавательных проблем. Методы
проблемного обучения наиболее полно решают
задачи развития учащихся при обучении;
4)
методы организации
учебно-познавательной деятельности:
-
словесные, наглядные, практические;
-
аналитические, синтетические, аналитико-синтетические,
индуктивные, дедуктивные;
-
репродуктивные, проблемно-поисковые;
-
методы самостоятельной работы и работы под
руководством;
5)
методы стимулирования
и мотивации:
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные
игры, учебные дискуссии, создание
эмоционально-нравственных ситуаций);
-
методы стимулирования долга и
ответственности (убеждения, предъявления
требований, «упражнения» в выполнении
требований, поощрения, порицания);
6)
методы контроля и
самоконтроля:
-
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный
опрос, фронтальный опрос, устная проверка
знаний, некоторых мыслительных умений);
-
письменного контроля и самоконтроля (контрольные
письменные работы, письменные зачеты,
программированный контроль, письменный
самоконтроль);
-
методы лабораторно-практического контроля
и самоконтроля (контрольно-лабораторные
работы, контроль выполнения практических
работ, программированный контроль
лабораторной работы, лабораторно-практический
самоконтроль);
7)
методы
самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:
-
классификация самостоятельных работ по
дидактической цели (подготовка учащихся к
восприятию нового материала, усвоение
учащимися новых знаний, закрепление и
совершенствование усвоенных знаний и
умений, выработка и совершенствование
навыков);
-
определение самостоятельных работ по
изученному материалу (наблюдение,
проведение опытов, эксперимент, работа с
книгой и т.п.);
-
различение самостоятельных работ по
характеру познавательной деятельности (по
заданному образцу, по правилу или системе
правил, конструктивные, требующие
творческого подхода);
-
деление самостоятельных работ по способу
организации (общеклассная, групповая,
индивидуальная);
8)
методы
программированного обучения – особый
вид самостоятельной работы учащихся над
специально переработанным учебным
материалом, сущно:
-
правильное распределение времени на
повторение,
-
стимулирование активности учащихся в
процессе повторения,
-
соблюдение сочетания различных видов
повторения (повторение пройденного в
начале учебного года, текущее,
периодическое и заключительное повторение).
Организация
различных форм обучения учащихся на уроке
по числу охвата школьников учителем:
Общеклассная
форма обучения –
одновременное участие всех школьников в
общей для всех учебной деятельности под
руководством учителя. Такая форма
целесообразна, если все учащиеся класса
одинаково подготовлены и могут работать в
одном темпе;
Групповая, в
процессе которой предполагается
сотрудничество нескольких человек, перед
ними ставится конкретная учебно-познавательная
задача. Работа в этом случае строится на
принципе самоуправления и самоконтроля. По
окончанию работы, учитель ее оценивает;
Парная форма, организации
познавательной деятельности. Она
целесообразна в том случае, когда хорошо
успевающий ученик выполняет функцию
учителя, в процессе которой он не только
научает слабого ученика, но и основательно
закрепляет имеющиеся знания;
Индивидуальная,
когда учебное задание выполняется каждым
учеником самостоятельно на уровне его
подготовленности, возможностей и
способностей.
Когда
рационально применять соответствующие
формы обучения
(по
числу охвата учащихся учителем)
Формы обучения |
При
каком содержании учебного
материала |
При
каких особенностях учеников |
При
каких условиях |
При
каких возможностях учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обще-классные |
Материал
сложен и требует обще-классных
объяснений учителя |
Учащиеся
еще не подготовлены к групповой и
индивидуальной работе по данной теме
|
Нет
дидактических материалов для групповой
и индивидуальной работы и их трудно
изготовить |
Учитель
не располагает временем для групповой и
индивидуальной работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Групповые |
Материал
доступен для групповой работы под
руководством учителя и может быть
дифференцирован по объему сложности |
Учащиеся
подготовлены к групповой работе |
Имеются
дидактические материалы для групповой
работы или их можно изготовить |
Учитель
располагает временем для организации
групповой работы |
Личные
|
Материал
доступен для индивидуальной работы
школьников при направляющей помощи
учителя |
Учащиеся
подготовлены по индивидуальной работе
по этой теме |
Имеются
материалы для личной работы, или можно
изготовить без больших затрат времени |
Учитель
располагает временем для организации
личной работы |
Рациональное
применение методов обучения
Методы
обучения |
При каком
содержании материала рационально
применять метод? |
При решении
каких задач этот метод применяется
наиболее успешно? |
При каких
особенностях учащихся рационально
применять метод? |
Какие
возможности должен иметь учитель для
использования этого метода? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Словесные |
Когда
материал носит теоретически-информационный
характер |
При
формировании теоретических и
практических знаний и решений всех
других задач обучения |
Когда
ученики готовы к усвоению информации
данным видом словесных методов |
Когда
учитель обладает необходимыми методами
лучше, чем другими методами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наглядные |
Когда
содержание учебного материала может
быть представлено в наглядном виде |
Для
развития наблюдательности, повышения
внимания к изучаемым вопросам |
Когда
имеющиеся наглядные пособия доступны
ученикам |
Когда
учитель располагает нужными пособиями
или может изготовить их сам |
Практические |
Когда
содержание темы включает практические
упражнения, выполнение трудовых заданий,
проведение опытов
|
Для
развития практических умений и навыков |
Когда
ученики готовы к практическим заданиям
такого характера |
Когда
учитель располагает пособиями,
дидактическими материалами
для организации этих практических
упражнений |
Репродуктивные |
Когда
содержание слишком сложное или простое |
Для
формирований знаний, умений и навыков |
Когда
ученики еще не готовы к проблемному
изучению темы |
Когда у
учителя нет времени для проблемного
изучения этого материала |
Проблемно-поисковые |
Когда
содержание материала имеет средний
уровень сложности |
Для
развития самостоятельности мышления
исследовательских умений, творческого
подхода к делу |
Когда
ученики подготовлены к проблемному
изучению материала |
Когда
учитель имеет время для проблемного
изучения темы и хорошо владеет методами
|
Индуктивные |
Когда
содержание темы в учебнике изложено
индуктивно |
Для
развития умений обобщить, осуществлять
индуктивные умозаключения (от частного
к общему) |
Когда
ученики подготовлены к индуктивным
рассуждениям и затрудняются в
дедуктивных |
Когда
учитель лучше владеет индуктивными
методами обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дедуктивные |
Когда
содержание темы в учебнике изложено
дедуктивно или его рационально
разложить подобным образом |
Для
развития умений осуществлять
дедуктивные умозаключения (от общего к
частному), развития умений
анализировать явления |
Когда
ученики подготовлены к дедуктивным
рассуждениям |
Когда
учитель лучше владеет дедуктивными
методами обучения |
Самостоятельная
работа |
Когда
материал доступен для учащихся и может
быть изучен самостоятельно |
Для
развития самостоятельности в учебной
деятельности, формирование навыков
учебного труда |
Когда
ученики готовы к самостоятельному
изучению данной темы, располагают
необходимыми знаниями и умениями |
Когда
имеются дидактические материалы для
самостоятельной работы учеников, время,
и учитель имеет правильно организовать
ее |