Педагогические и образовательные технологии

 

     В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорей всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности.   Именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Поэтому к трем составляющим педагогической технологии – дидактическим процессам, организационным  формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую – педагогическое мастерство учителя.

      Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.

 

Таблица 1. Образовательные технологии

 

Группа образовательных технологий

Образовательная технология

Теоретические основы

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Объяснительно-иллюстра-тивное обучение

Дидактические принципы Я.А. Коменского

Технология разноуровнего обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Системный поход, синергетический подход, деятель-ностный подход, индивидуализация обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии развивающего обучения

 

 

 

 

 

 

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

Х. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)

Личностно ориен-тированные  тех-нологии обучения

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

 

 

 

Таблица 2. Педагогические технологии

 

Группа педагогических технологий

Педагогическая технология

Авторы

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстра-тивные технологии обучения

В основе – дидактические прин-ципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Технологии на основе активиза-ции и интенсифи-кации деятель-ности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникатив-ного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии на основе эффектив-ности управления и организации учебного процесса

 

 

 

 

 

 

 

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культурновоспитывающая технология дифференциро-ванного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границ-кая, В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Групповые технологии

--

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

--

Технологии на основе дидакти-ческого усовер-шенствования  и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

 

 

 

 

 

 

Частнопредметные

технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствова-ния общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним – студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

--

Природосооб-разные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

 

 

 

 

 

Технологии

развивающего  обучения

 

 

 

 

Система развивающего обучения Занкова

Л. В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвиваю-щего обучения

Г.К. Селевко

 

 

 

Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа завтрашнего дня»

Д. Ховард

 

 

        В первой таблице технологии разноуровневого обучения и модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением к группе технологий традиционного обучения, а во второй – к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. Но все попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания образования, так и не получил  этого права и с применением технологии разноуровневного или модульного обучения. Но следует отметить, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования – выбор содержания в границах учебных программ.

>