Педагогические
и образовательные технологии
В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть дословно «технология»
переводится как «учение о мастерстве». Учитель может хорошо знать содержание
обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной
психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных
способностей ему, скорей всего, не удастся достичь успеха в своей
педагогической деятельности. Именно
педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической
технологии. Поэтому к трем составляющим педагогической технологии –
дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности
справедливо было бы добавить и четвертую – педагогическое мастерство
учителя.
Технология не может применяться
отдельными элементами, это целостный процесс.
Таблица 1. Образовательные технологии
Группа
образовательных технологий |
Образовательная
технология |
Теоретические
основы |
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) |
Объяснительно-иллюстра-тивное обучение |
Дидактические принципы Я.А. Коменского |
Технология разноуровнего обучения |
Уровневая дифференциация |
|
Технология модульного обучения |
Системный поход, синергетический подход, деятель-ностный подход, индивидуализация обучения |
|
Технологии развивающего обучения |
Технология проблемного обучения |
А. Осборн |
Технология проблемно-модульного обучения |
М.А. Чошанов |
|
Технология организации обучения в форме педагогических мастерских |
П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. |
|
Технология проектного обучения |
Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. |
|
Дальтон-технология |
Х. Паркхерст |
|
Технология развития критического мышления учащихся |
Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. |
|
Технология учебной дискуссии |
М.В. Кларин |
|
Технология учебной деловой игры |
Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий) |
|
Личностно ориен-тированные тех-нологии обучения |
(авторские системы) |
А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др. |
Таблица 2.
Педагогические технологии
Группа
педагогических технологий |
Педагогическая
технология |
Авторы |
Традиционные технологии |
Объяснительно-иллюстра-тивные технологии обучения |
В основе – дидактические прин-ципы Я.А. Коменского |
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса |
«Педагогика сотрудничества» |
Педагоги-новаторы |
Гуманно-личностная технология |
Ш.А. Амонашвили |
|
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека |
Е.Н. Ильин |
|
Технологии на основе активиза-ции и интенсифи-кации деятель-ности учащихся |
Игровые технологии |
Б.П. Никитин |
Проблемное обучение |
Дж. Дьюи |
|
Технология коммуникатив-ного обучения иноязычной культуре |
Е.И. Пассов |
|
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала |
В.Ф. Шаталов |
|
Технологии на основе эффектив-ности управления и организации учебного процесса |
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении |
С.Н. Лысенкова |
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов |
В.В. Фирсов |
|
Культурновоспитывающая технология дифференциро-ванного обучения детей по интересам |
И.Н. Закатова |
|
Технология индивидуализации обучения |
И.Э. Унт, А.С. Границ-кая, В.Д. Шадриков |
|
Коллективный способ обучения |
А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко |
|
Групповые технологии |
-- |
|
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения |
-- |
|
Технологии на основе дидакти-ческого усовер-шенствования и реконструирования материала |
«Экология и диалектика» |
Л.В. Тарасов |
«Диалог культур» |
В.С. Библер, С.Ю. Курганов |
|
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) |
П.М. Эрдниев |
|
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий |
П.Я. Гальперин, М.Б. Волович |
|
Частнопредметные технологии |
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте |
Н.А. Зайцев |
Технология совершенствова-ния общеучебных умений в начальной школе |
В.Н. Зайцев |
|
Технология обучения математике на основе решения задач |
Р.Г. Хазанкин |
|
ПТ на основе системы эффективных уроков |
А.А. Окунев |
|
Система поэтапного обучения физике |
Н.Н. Палтышев |
|
Альтернативные технологии |
Вальдорфская педагогика |
Р. Штайнер |
Технология свободного труда |
С. Френе |
|
Технология вероятностного образования |
А.М. Лобок |
|
Технология мастерских (близкие к ним – студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) |
-- |
|
Природосооб-разные технологии |
Природосообразное воспитание грамотности |
А.М. Кушнир |
Технология саморазвития |
М. Монтессори |
|
Технологии развивающего обучения |
Система развивающего обучения Занкова |
Л. В. Занков |
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова |
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов |
|
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности |
И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер |
|
Личностно ориентированное развивающее обучение |
И.С. Якиманская |
|
Технология саморазвиваю-щего обучения |
Г.К. Селевко |
|
Технологии авторских школ |
Школа адаптирующей педагогики |
Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде |
Модель «Русская школа» |
М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др. |
|
«Школа самоопределения» |
А.Н. Тубельский |
|
Школа-парк |
М.А. Балабан |
|
Агрошкола |
А.А. Католиков |
|
«Школа завтрашнего дня» |
Д. Ховард |
В первой таблице технологии разноуровневого обучения и
модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением
к группе технологий традиционного обучения, а во второй – к этой группе
отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. Но все
попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его
преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение
остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как
и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее
содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания
образования, так и не получил этого
права и с применением технологии разноуровневного или модульного обучения. Но
следует отметить, что данные технологии, во всяком случае, реализуют
вариативный компонент образования – выбор содержания в границах учебных
программ.
>