Определение типа урока.
Цель |
Тип урока |
Структура
урока |
Восприятие
и первичное осознание нового материала |
Изучение
и первичное закрепление новых знаний |
Мотивация
– актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление –
проверка усвоения – анализ и самоанализ |
Закрепление
знаний и выработка умений по их применению |
Закрепление
новых знаний |
Мотивация
– актуализация ведущих способ действий – самостоятельное применение знаний в
сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и
умений |
Выработка
умений и самостоятельность применять знания в стандартных и нестандартных
ситуациях |
Комплексное
применение знаний |
Мотивация
– актуализация комплекса знаний – образец применения знаний – самостоятельное
комплексное применение знаний – самостоятельное комплексное применение знаний
– самоконтроль – контроль – коррекция
|
Систематизация
знаний и способ действий |
Обобщение
и систематизация знаний |
Мотивация
– анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и
систематизация знаний и умений – установление внутрипредметных и
межпредметных связей – самоконтроль – контроль – коррекция |
Определение
уровня овладения знаниями и способами действий |
Проверка,
оценка и коррекция знаний |
Мотивация
– самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль –
анализ – оценка и самооценка – коррекция
|
Построение урока.
№ |
Объект
анализа |
Оптимальное
состояние |
1 |
Цели
и задачи педагогической деятельности |
Цель
педагогической деятельности умения на уроке определяется с учетом знания
особенностей класса и содержания материала. Реализуется комплексное
предварительное планирование задач образования, развития и воспитания
учеников |
2 |
Планирование
учебных задач |
Задачи
развития и образования обсуждаются на уроке с учащимися. Формируются личные
цели учеников |
3 |
Пути
решения поставленных задач |
Пути
решения задач урока обсуждаются с учащимися |
4 |
Структура
урока |
Предполагается
гибкая структура урока, т.е. осознанный выбор последовательности его этапов
учителем и обсуждением их с учениками |
5 |
Планирование
изучения учебного материала |
С
учетом поставленных учебных задач на уроке четко выделяется главное,
существенное, укрупняются дидактические единицы, повышается уровень
обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания,
привлекается личный опыт учащихся. Осуществляются межпредметные и
внитрипредметные связи. Обеспечиваются целостность и проблемность изучения
материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий |
6 |
Методы
и средства обучения |
Осознанный
выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса.
Внесение необходимых коррективов в методы обучения про ходу урока. Рост
поисковой творческой деятельности, сокращение числа однородных упражнений.
Регулярная самостоятельная работа становится источником знания. Возрастание
роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов |
7 |
Формы
обучения |
Обоснованный
выбор форм обучения и познавательной деятельности учащихся. Использование
кооперативных форм обучения школьников |
8 |
Права
ученика на уроке |
Реализация
прав ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, форм обучения и
контроля |
9 |
Характер
взаимоотношений в ходе учебного процесса |
Общение
между участниками учебного процесса становится межличностным и носит характер
сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое и растет
коллективное направляющее руководство, появляются группы учащихся, работающих
в рамках самоуправления. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя
обратная связь заменяется самоконтролем
|
10 |
Контроль
и оценивание знаний |
Обоснованное
сочетание контроля со стороны учителя с взаимным самоконтролем школьников.
Интерес учителя и ученика должен быть направлен не только на результат
учения, но и на сам процесс познания и развития |
11 |
Итоги
урока |
Обсуждение
с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных
образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему,
что лично для него было полезным на уроке, что хотел повторить, изменить в
дальнейшей работе |
12 |
Домашние
задания |
Дифференцированные
домашние задания, предполагающие свободный выбор объема, уровня трудностей и
характера заданий со стороны учеников
|
Документация.
Цель
проверки |
Документация,
подлежащих аналитической обработке |
Оценка в
баллах |
1 |
2 |
3 |
1.
Эффективность обучения: динамика знаний, способностей, нравственно-этической
ориентации учащихся в младшем и среднем звене, среднем и старшем звене |
Сравнительный
анализ журналов вторых и пятых классов (не менее чем двух); восьмых и десятых
классов (не менее чем двух). Анализ журналистов может по решению экспертной
группы заменять аналогичный срез или рассматриваться как подтверждающий
результат среза |
Максимальная оценка 30 |
2.
Умение создавать нормальные условия для функционирования школьного коллектива
в соответствии с физиологическими требованиями, финансово-экономической
обеспеченностью и правовой защищенностью каждого ученика образовательного
процесса |
Анализ
актов СЭС, пожарной службы, расширенного медицинского осмотра. Сравнительный
анализ сметы расходов на содержание образовательного учреждения и
периодической отчетности об исполнении сметы расходов. Анализ документов
(договоры, акты, протоколы заседаний совета школы и т.д.), определяющих
наличие собственных средств школы и их расходование |
0,5 |
3.
Умение организовывать всех участников учебно-воспитательного для достижения
образовательных целей |
Анализ
учебно-воспитательного плана, протоколов педсоветов, книги приказов по
учебно-воспитательной работе, протоколов общешкольных конференций, собраний,
соревнований, совещание (за два года)
|
0,5 |
4.
Умение обеспечивать взаимодействие различных структурных подразделений
школьного коллектива |
Сравнительный
анализ устава школы и документов оперативного характера: книги приказов по
личному составу, тетради по комплектованию кадрами, протоколов педсоветов (за
два года) |
0,5 |
5.
Умение сопоставлять образование в разных регионах с целью обмена опытом,
соотносить опыт других школ с конкретными условиями своей школы для
продуктивного его использования |
Анализ
докладов, выступлений, публикаций руководителя в прессе (не менее трех за
последние два года) |
0,5 |
6.
Умение анализировать урок |
Сравнительный
анализ тетради посещенных уроков двух-трех учителей с их аттестационной
характеристикой или описанием их работы в книге приказов по
учебно-воспитательной работе. Учителя,
анализ уроков которых предлагает руководитель, должны иметь различную
квалификацию |
0,5 |
7.
Умение анализировать управленческие совещания и проводить их |
Сравнительный
анализ тетради совещаний при участии директора и протоколов педсоветов, книги
приказов по учебно-воспитательной работе и учебно-воспитательного плана школы |
0,5 |
8.
Умение анализировать внеклассное мероприятие |
Сравнительный
анализ тетради посещенных внеклассных мероприятий двух-трех педагогов и их
аттестационных характеристик или описания их работы в книге приказов по
учебно-воспитательной работе Педагоги, анализ мероприятий которых
предлагает руководитель, должны иметь различную квалификацию |
0,5 |
9.
Умение анализировать различные виды и формы обучения школьников |
Анализ
экспериментальных планов и программ, утвержденных данным руководителем или
получивших педагогическое обоснование. Сравнительный анализ аналитической
части учебного плана школы и предложенных в нем новых видов и форм обучения
школьников (за два года) |
0,5 |
10.
Умение давать объективную оценку деятельности участников образовательного
процесса и собственной работе |
Сравнительный
анализ описания работы учителей (двух-трех с различным уровнем
профессиональной подготовки) по протоколам педсоветов, книге приказов по
учебно-воспитательной работе и характеристик этих учителей. Сравнительный
анализ отчетов руководителя на различных управленческих собраниях (не менее
двух) и документов, в которых должны реализовываться принципиальные заявки
данного руководителя. Сравнительный анализ документов, в которых подвергается
критике аттестуемый руководитель, и представленные им отчеты документы (при
наличии таковых) |
0,5 |
11.
Обоснование статуса образовательного учреждения |
Сравнительный
анализ положения о данном типе образовательного учреждения и наличии
документов |
0,5 |
12.
Взаимосвязанные и координированные действия школы, родителей и
правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступности
среди школьников |
Анализ
воспитательных планов, протоколов совета школы и педсоветов. Сравнительный
анализ тетради регистрации правонарушений в школе и в КДН |
|
13.
Взаимосвязанные и координированные действия школы, учреждений культуры,
спорта и других общественно-воспитательных учреждений по повышению общей
культуры учащихся и воздействию на их образ жизни |
Анализ
воспитательных планов и классных журналов. Сравнительный выборочный анализ
классных журналов (двух-трех классов) и документов учреждений, в которых
учащиеся данных классов занимаются |
от 1 |
14.
Создание условий для сочетания различных форм обучения |
Проверка
учебных планов и расписания факультативов, индивидуальных планов учащихся |
от 0,5 |
15.
Педагогический потенциал образовательного учреждения |
Проверка
тарификационной ведомости и книг приказов по личному составу (за два года) |
от 0,5 |
16.
Связи с учреждениями профессионального образования (начального, среднего и
высшего) и производством |
Проверка
справок о трудоустройстве и поступлении выпускников в высшие учебные
заведения |
от 1 |
17.
Неординарные результаты учащихся |
Проверка
книги приказов по учебно-воспитательной работе и других документов |
от 0,5 |
Профессиональная подготовленность учителя
№ п/п |
Учитель
должен знать |
Учитель
должен уметь |
Оценка (1-5) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Для второй
квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности
(«знания» и «умения») |
|||||
1 |
Основные
законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав
обучаемого |
Реализовывать
требования нормативных документов в своей практической деятельности |
|
||
2 |
Содержание
и структуру базисного учебного плана, его компонентов |
Обеспечить
реализацию базисного учебного плана |
|
||
3 |
Основные
положения современной дидактики и теории воспитания |
Рационально
использовать их в учебном процессе |
|
||
4 |
Структуру
своего учебного предмета по этапам обучения |
Организовывать
процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения |
|
||
5 |
Понятийный
аппарат и терминологию предмета |
Грамотно
использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся
умение пользоваться терминологией учебного предмета |
|
||
6 |
Цели
обучения |
Достигать
поставленных целей педагогической деятельности |
|
||
7 |
Типологию
уроков |
Использовать
различные типы уроков в зависимости учебных целей |
|
||
8 |
Формы
и принципы планирования урока(ов) |
Использовать
различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики |
|
||
9 |
Методы
оценки знаний, умений и навыков учащихся |
Применять
методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать
работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и
таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать
различные формы организации урока |
|
||
10 |
Формы
оценки знаний, умений и навыков учащихся |
Осуществлять
промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем
сформированности знаний, умений и навыков учащихся |
|
||
11 |
Современные
системы внеклассной работы |
Планировать
и организовывать внеклассную работу по одной из систем |
|
||
12 |
Возвратные
и индивидуальные особенности учащихся
|
·
Создавать комфортный
микроклимат в образовательном процессе. ·
Сохранять контингент
учащихся. ·
Учитывать в ходе
обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности |
|
||
13 |
Содержание,
формы и методы проведения воспитательной работы |
Формировать
в процессе воспитательной работы специально значимые качества личности
обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к школьникам |
|
||
14 |
Основную
психолого-педагогичекую и методическую литературу |
Использовать
в своей преподавательской деятельности рекомендации, содержащиеся в
современной психологической и методической литературе |
|
||
15 |
Функциональные
обязательности |
·
Организовывать
собственную деятельность: 1) оценивать и анализировать ход и результаты своей
деятельности; 2) применять ЭВМ в организации профессиональной
деятельности. ·
Организовывать
познавательную и практическую деятельность учащихся |
|
||
2. Для
первой квалификации категории предусматриваются следующие уровни
компетентности («знания» и «умения») Аттестуемый на первую квалификацию должен владеть знаниями
и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь
нижеследующие: |
|||||
16 |
Теоретические
основы преподавательского метода: ·
историю развития и
методики преподавания; ·
место и роль предмета
в системе школьного образования; ·
содержание
предмета |
·
Пополнять
профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников. ·
Преподавать с учетом
различных уровней обученности и развития учащихся |
|
||
17 |
Целостную
систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном
учреждении |
·
Строить обучение на
основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий. ·
Активно использовать
дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для
реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий. ·
Стимулировать
самостоятельность учащихся в учении |
|
||
18 |
Современные
средства обучения |
Использовать
электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий |
|
||
19 |
Основные
положения личности ориентированного обучения |
Применять
основные положения в процессе обучения: 1)
учить учащихся ставить
собственные цели обучения; 2)
согласовывать цели
преподавания с целями учения учащихся; 3)
применять гибкие
технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций; 4)
адаптировать материал
учебника к конкретной учебной ситуации; 5)
формировать у учащихся
приемы учения |
|
||
20 |
Технологию
диагностики мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами
содержания базового образования, уровня развития и воспитания |
·
Владеть методикой
проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными
компонентами содержания базового образования. ·
Выявлять уровень
развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням
обучения. ·
Формировать у учащихся
умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития |
|
||
21 |
Теорию
и практику коммуникации с детьми и взрослыми |
Регулировать
процесс общения, эффективно строить общение с различными участками
образовательного процесса |
|
||
3. Для
высшей квалификации категории предусматриваются следующие уровни
компетентности («знания» и «умения») Аттестуемый на высшую квалификационную категорию
должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он
должен знать и уметь нижеследующее: |
|||||
22 |
Основные
тенденции развития современной педагогической науки и практики |
Осознанно
строить ход образовательного процесса в соответствии с тенденциями и
новациями педагогической науки |
|
||
23 |
Новейшие
достижения в данной научной области и методики ее преподавания |
В
меру необходимости использовать в учебном процессе современные достижения
науки и методики преподавания |
|
||
24 |
Модель
педагогического процесса как целостного явления |
Реализовывать
системный подход к учебному процессу, определять оптимальные структурные
компоненты урока |
|
||
25 |
Сущность
современных образовательных технологий |
·
Применять оптимальное
сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую
результативность учения школьников. ·
Создавать собственные
системы обучения, повышающие эффективность учения школьников. ·
Формировать у
школьников информационные умения, т.е. умения поиска и переработки
информации. ·
Применять гибкую
структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций |
|
||
26 |
Способы
интегрированного изучения смежных предметов |
Широко
использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний
школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у
школьников целостной картины мира |
|
||
Уровень теоретических знаний и оценка умений учителя. |
|||||
Отметка в
баллах |
Квалификация
(теоретические знания) |
Умения |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
5 |
Аттестуемый
показал глубокие и прозрачные по данному аспекту, дал четкие ответы на
дополнительные вопросы |
Аттестуемый
владеет данными в полном объеме |
|||
4 |
Аттестуемый
хорошо знает теоретический материал, не допускает при ответе существующих
ошибок |
Аттестуемый
владеет обозначенным умением на достаточно высоком уровне |
|||
3 |
Ответы
аттестуемого содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки и
неточности |
Аттестуемый
владеет указанным умением |
|||
2 |
Знания
весьма поверхностные и фрагментарные |
Аттестуемый
владеет данными умением |
|||
1 |
По
данному вопросу теоретические знания отсутствуют |
Указанное
умение аттестуемого отсутствует |
|||
№ |
Показатели |
Оценки в
баллах |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Результаты методической подготовки учителя |
||||||
1 |
Степень
достижения цели обучения |
|||||
1.1.
Цели не ставятся на уроках и вызывают трудности при формулировке, цели урока
не достигаются |
1 |
|
|
|
|
|
1.2.
Цели обучения ставятся на отдельных уроках, но не всегда достигаются |
|
2 |
|
|
|
|
1.3.
Цели обучения ставятся учителем и достигаются на отдельных уроках |
|
|
3 |
|
|
|
1.4.
Цели ставятся на каждом уроке, однако учащиеся не привлекают к формулировке
личных целей, подведению итогов урока. Тем не менее цели уроков, поставленные
учителем, регулярно достигаются |
|
|
|
4 |
|
|
1.5.
Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к
постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению личных и
коллективных целей |
|
|
|
|
5 |
|
2 |
Оптимальность
использования методов, средств и организационных форм обучения |
|||||
2.1.
Уроки проводятся однообразно; при раскрытии тем используется в основном
пересказ материала учебника |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
2.2.
Кроме традиционных, используются средства, организационные формы и методы
обучения, в том числе авторских |
|
|
|
4 |
|
|
2.3.
Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов
обучения, в том числе авторских |
|
|
|
|
5 |
|
3 |
Использование
новых педагогических технологий |
|||||
3.1.
О новых технологиях имеется некоторое представление, применяются лишь
традиционные |
1 |
2 |
|
|
|
|
3.2.
Кроме традиционных, используется некоторые элементы новых педагогических
технологий |
|
|
3 |
|
|
|
3.3.
Хорошая осведомленность о новых технологиях и использование некоторых из них |
|
|
|
4 |
|
|
3.4.
Используется оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, что
обеспечивает эффективность обучения |
|
|
|
|
5 |
|
4 |
Типология
уроков |
|||||
4.1.
Нет системы в выборе типов уроков, наблюдается единообразие типов |
1 |
2 |
|
|
|
|
4.2.
Эпизодически практикуются разные типы уроков |
|
|
3 |
|
|
|
4.3.
Тип урока определяется поставленной целью |
|
|
|
4 |
|
|
4.4.
Применяются типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную творческую
деятельность учащихся и обеспечивающие высокое качество обучения |
|
|
|
|
5 |
|
5 |
Нормы
оценки учащихся |
|||||
5.1.
Не знает норм оценки знаний, умений и навыков, оценивает интуитивно |
1 |
|
|
|
|
|
5.2.
Знает нормы оценок знаний, но оценивает интуитивно |
|
2 |
|
|
|
|
5.3.
Использует только поурочный и четверной контроль |
|
|
3 |
|
|
|
5.4.
Оценивает знания учащихся в соответствии с установленными нормами, но не
обучает учащихся навыками самоконтроля и самооценки |
|
|
|
4 |
|
|
5.5.
Использует все виды контроля, знает нормы оценок и формирует у учащихся
навыки самоконтроля и самооценки |
|
|
|
|
5 |
|
6 |
Уровень
использования воспитательного потенциала предмета |
|||||
6.1.
В процессе обучения учителя лишь частично реализуется воспитательный
потенциал изучаемого предмета |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
6.2.
В процессе обучения достаточно широко использует воспитательный потенциал
изучаемого предмета |
|
|
|
4 |
|
|
6.3.
Учителем достигается гармоничное единство между приобретением знаний
учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к
изучаемому материалу |
|
|
|
|
5 |
|
7 |
Наличие
систем внеклассной работы |
|||||
7.1.
Система внеклассной работы отсутствует, внеклассные занятия проводятся
эпизодически |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
7.2.
Система внеклассной работы разработана, однако уровень ее реализуется
удовлетворительный, вовлеченность учащихся недостаточно высокая |
|
|
|
4 |
|
|
7.3.
Функционирует эффективная система внеклассной работы, вовлеченность учащихся
высокая |
|
|
|
|
5 |
|
8 |
Использование
наглядности и ТСО |
|||||
8.1.
ЭВМ, ТСО и средства наглядности не используются |
1 |
2 |
|
|
|
|
8.2.
Наглядность и ТСО используются редко и, как правило, неэффективно |
|
|
3 |
|
|
|
8.3.
Наглядность и ТСО используются достаточно широко и достаточно эффективно |
|
|
|
4 |
|
|
8.4.
Наглядность и ТСО используются систематически, обоснованно, в полном объеме и
достаточно эффективно |
|
|
|
|
5 |
|
9 |
Соответствие
уровня подготовки учащихся требованиям государственного стандарта общего
среднего образования |
|||||
9.1.
Частично соответствует |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
9.2.
В основном соответствует |
|
|
|
4 |
|
|
9.3.
Соответствует всем параметрам |
|
|
|
|
5 |
|
10 |
Качество
знаний учащихся по предмету |
|||||
10.1.
До 30% |
1 |
2 |
|
|
|
|
10.2.
От 30% до 40% |
|
|
3 |
|
|
|
10.3.
От 40% до 50% |
|
|
|
4 |
|
|
10.4.
Выше 50% |
|
|
|
|
5 |
|
11 |
Результаты
участия обучаемых в конкурсах, олимпиадах и других творческих мероприятиях
(за три последних года) |
|||||
11.1.
Ученики нигде не принимали участие |
1 |
|
|
|
|
|
11.2.
Ученики участвовали в районных (городских) мероприятиях |
|
2 |
|
|
|
|
11.3.
Ученики стали призерами районных (городских) мероприятий |
|
|
3 |
|
|
|
11.4.
Ученики участвовали в мероприятиях областного и федерального уровней |
|
|
|
4 |
|
|
11.5.Ученики
стали призерами областных и федеральных мероприятий |
|
|
|
|
5 |