Педагогическая диагностика

 

 

Цели диагностики: 1) оптимизировать процесс индивидуального обучения, 2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, 3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

Теоретические положения. Проблема педагогической диагностики является одной из наиболее актуальных в науке и практике.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;

оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учетом следующих принципов: гуманизации, изучения учащихся в деятельности; в динамике, а также комплексного изучения школьников.

1. Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)  

Цель – определить перспективу в обучении школьников. В процессе определения зон актуального и ближайшего развития учитель выполняет следующие действия: 1) Выбирает небольшой по объёму материал базисного характера на 7 – 8 минут (это минимальное рефлексивное время прохождения самосознания до саморегуляции),  объясняет его; 2) показывает образец применения нового знания; 3) проводит самостоятельную работу тренировочного характера на усвоение нового материала; 4) проводит проверочную самостоятельную работу, аналогично предыдущим.

Ключ. Если ученик без труда справляется, то он находится в зоне актуального развития (ЗАР), если испытывает затруднения – в зоне ближайшего развития (ЗБР)

Самостоятельная работа планируется на 10 минут, если не выполняется за это время, то учитель ещё раз объясняет новый материал.

Учащимся даётся возможность завершить самостоятельную работу при условии, что она носит контрольный характер. Затем проводится занятие по коррекции знаний и умений по изученной теме.

 

Аналитическая таблица

 

Ф.и

Выполнено без ошибок

В контрольное время

Выполнено

 без ошибок

Имеются

ошибки

Выводы

о ЗАР и ЗБР

 

 

 

 

 

 

2. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)

Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 

Тест для определения обученности

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

 

Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.

 

Выполнено

 

Оценка

 

 

 

Вариант I 1, 2

 

«3»

Вариант II 2, 3, 4

 

«4»

Вариант III 4, 5

 

«5»

 

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

 

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

 

Выводы

Уровни обученности

различение

запоминание

понимание

умение

перенос

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)

Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.

Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.

Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.

В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории). Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям.

Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.

 

Тест для определения уровня усвоения системы знаний

 

Эмпирические знания

1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…

2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…

3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …

4.Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …

Теоретические знания

5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.

6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?

7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?

8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?

9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)

10.  Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

Ф.И.

 

Усвоение компонентов системы знаний

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3».

4. Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)

Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Предполагается, что учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания: 1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала 8-10-х – 3 с.); 2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи; 3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи; 4) дать краткий ответ на свои вопросы; 5) записать вопросы на карточку; 6) обменятся карточками с партнёром; 7) ответить на вопросы партнёра (письменно); 8) оценить работу партнёра.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.

I часть

1. Отбирать основное содержание учебного материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).

II часть

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).

8. Оценивать работу партнёра.

9. Корректировать работу партнёра.

10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

Аналитическая таблица

 

Ф.И.

 

Умения

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ

Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.

По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов – идеальный уровень, «5»; 27–29 баллов – оптимальный уровень, «5»; 25–26 баллов – допустимый уровень, «4»; 20–24 балла – критический уровень, «3».

Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся.

Если у ученика сформированы умения первой  части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.

Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно  выполнять задания разного уровня сложности.

 

Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).

В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

 Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

 

Важное условие – не нарушать последовательности упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания, то объём работы можно разделить на несколько занятий.

 

Учебное занятие-тренинг № 1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.

Игра 1. Кто назовёт больше вопросительных слов?

Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.

Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).

Игра 2. Составь вопрос.

Цель – научить конструировать вопросы репродуктивного характера.

Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.

Игра 3. Выбери слово.

Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тесте учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 с.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.

Игра 4. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Игра 5. Кто больше?

Цель – научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.

Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов.

Цель – научить конструировать систему вопросов.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах; 2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов; 3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Игра 7. Вопрос – ответ.

Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

 

Учебное занятие-тренинг № 2. Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.

Игра 1. Подбери вопросительные слова.

Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.

Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражение: Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь…? Каковы причины…? Каковы последствия? Что произойдёт, если…? Объясни зависимость… Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Игра 2. Найди опорное предложение.

Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объём – 1 с.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2) могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают предложения из текста учебника и зачитывают их.

Игра 3. Кто больше?

Цель – научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определённое время.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается в течение 5 минут).

Игра 4. Познавательная задача (работа в творческих парах).

Цель – научить конструировать познавательные задачи.

Ход игры. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей: смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать блок учебной информации, найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Пример познавательной задачи: На территории Республики Коми не вулканов. Почему?

Игра 5. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать систему познавательных задач, используя текст учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок учебной информации, отобрать 3 опорных предложения, взаимосвязанных по содержанию с учебным материалом, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения задачи. Первые три работы зачитываются в классе (один партнёр читает вопрос, другой – даёт ответ, класс обсуждает варианты познавательных задач и их решение).

Игра 6. «Слоёный пирог»

Цель – научить распределять обязанности в творческих парах (время работы – 10 минут).

Ход игры. Учитель предлагает задания следующего содержания: 1) прочитать фрагмент учебной статьи; 2) отобрать опорные предложения; 3) закодировать информацию (ЛОС – логический опорный сигнал); 4) сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи, коротко записать вариант ответа.

Игра 7. Конкурс на лучшее домашнее задание.

Цель – научить конструировать оригинальное домашнее задание по пройденному материалу.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника по теме урока, разбить статью на логические части (3-4), выбрать одну из них, озаглавить её и сконструировать творческое задание для домашней работы; разработать свой вариант ответа. Условия конкурса: 1) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке; 2) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся); 3) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности.

Учащиеся вместе с учителем выбирают экспертную группу, которая просматривает работы и отбирает 3-4 варианта, предлагаемых учащимися; учащиеся выбирают домашнее задание.