Проклятие одиночеству

Поэт и мир в ранней лирике Маяковского.

 

Урок-исследование.

Тема урока: Поэт и мир ранней лирике В.В. Маяковского

Задача урока: проанализировать и сообщить результаты самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Цели урока:

1) обобщить представления учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского, выделить главные темы и мотивы раннего периода творчества поэта;

2) развивать эмоциональную культуру учащихся, навыки образного и аналитического мышления, эстетическое чувство;

3) воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического текста.

4) развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью.

Оборудование:

Портреты Маяковского 1910 и 1918 годов; иллюстрации к ранним произведениям «Нате!» и «Гимн обеду»; эпиграфы – цитаты из стихотворения М. Цветаевой «Поэт» и романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и вопросы к теме урока; словарь понятий «мироощущение», «максимализм», «конфронтация»; домашнее задание и список рекомендуемой литературы; грамзапись стихотворения Маяковского «Россия» (сюита А. Градского «флейта позвоночник»).

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание исследовать тексты стихотворений Маяковского, собрать цитатный материал и подготовить свой вариант его осмысления по одной из заданных тем:

«Я» лирического героя Маяковского;

окружающий мир в восприятии лирических героев Маяковского;

взаимоотношения «я» и «вы» в ранней лирике Маяковского.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя – организация работы на уроке. Работой над этой темой мы заканчиваем изучение лирики раннего периода творчества Маяковского. Наша задача – сделать выводы о своеобразии лирического героя поэта, о том, какие темы и мотивы звучат в раннем творчестве Маяковского, что поможет нам прочитать и понять его поэму «Облако в штанах».

Нашу работу помогут организовать следующие вопросы, записанные на доске:

1. Каково самопознание лирического «я» раннего Маяковского? (Учитель обращается к «Словарю» и предлагает учащимся дать определение понятия «самосознание» - полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе).

2. В чем своеобразие его мироощущения? (Вновь работа со словарем: мироощущение – отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, действиях).

3. Можно ли говорить о максимализме лирического героя Маяковского и его конфронтации с миром? Комментарий понятиям дают учащиеся (максимализм – чрезмерная крайность, в каких–нибудь требованиях, взглядах, не оправданная реальной действительностью;

конфронтация – противоборство, противопоставление, столкновение интересов, убеждений, взглядов).

Итогом нашей работы будет письменное обобщение по данной теме с опорой на основные вопросы урока.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя. «Взгляните на портрет семнадцатилетнего Маяковского. Недоверчивый тяжелый взгляд исподлобья. Футуристическая кофта с бантом. Взлохмаченная шевелюра. Кажется, что он думает, всматривается в окружающий мир (учитель обращается к эпиграфу):

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший – сер?

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер!

(М. Цветаева)

 

(Учитель комментирует эпиграф, подчеркивая правомерность обращения к стихотворению «Поэт» М. Цветаевой, поэта, близкого Маяковскому по самосознанию и мироощущению.)

Совсем скоро он напишет стихотворения и поэмы, которые вызовут у читающих резко полярные суждения. Кто-то возмутится их грубостью, антиэстетизмом, увидит в них проповедь насилия, бунта и отражения нищенства. Кто-то восхитится, как Б. Пастернак: «Какая всепожирающая сила дарования! Как сказано это раз и навсегда, нестерпимо, прямолинейно!.. С каким смелым размахом шваркнуто все это в лицо общества и куда-то дальше, в пространство…»

Думается, что эту силу поэтического дарования Маяковского вы почувствуете, когда услышите уже знакомые вам стихи поэта в исполнении своих одноклассников. Этот небольшой поэтический концерт позволит вам настроиться на работу над нашей темой: представить лирического героя Маяковского и его отношение к миру.

2. Поэтический концерт.

«А вы могли бы?»

- «России» (грамзапись фрагмента из сюиты А. Градского «флейта – позвоночник»)

- «Послушайте!»

- «Ничего не понимают»

- «Кофта фата»

- «Нате!»

- «Я» («Несколько слов о себе самом»)

- «Скрипка и немножко нервно»

- «Вам!»

- «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»

3. Работа над основными вопросами темы в исследовательских группах.

Учащимся предлагается разделиться на три группы, каждая из которых в ходе обсуждения собранных дома цитатных материалов и обобщений вырабатывается ответ на данный вопрос:

1-я группа. Каково самосознание лирического героя раннего Маяковского?

2-я группа. В чем своеобразие мироощущения лирического героя раннего Маяковского.

3-я группа. Можно ли говорит о максимализме лирического героя раннего Маяковского и его конфронтации с миром?

4. Выступления исследовательских групп по основным вопросам темы.

1)      Каково самосознание лирического героя Маяковского?

(Использовать иллюстрацию к стихотворению «Нате!» из альбома «Маяковский»). Примерный ответ.

Ощущает грандиозность, богатство своего человеческого «я». Обладает чувствительным «поэтичным» сердцем, жаждет любви и красоты. Способен силой своего творческого воображения «смазать карту будня»; он поэт, осуществляющий с помощью своих стихов веселых, острых и нужных, «праздничную чистку» земли. Сознает свою чужеродность в окружающем мире, страдает от непонимания людей, которые видят в нем сумасшедшего, «рыжего». Понимает, что в восприятии толпы он – «заморский страус в перьях строф, размеров рифм», пытается спрятать, укутать от осмотров свою душу в «желтую кофту». Ощущает свое абсолютное одиночество в мире («одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека»). Страдает душа лирического героя, готового к самопожертвованию ради обновления, спасения мира.

2)      В чем своеобразие мироощущения лирического героя Маяковского?

Герой Маяковского остро ощущает несовершенство окружающего мира – мира буржуазной цивилизации, «машинного рая», где раздавлен слабый человек. Этот мир враждебен лирическому герою поэта тем, что в нем «война объявлена», в нем нет добра, сострадания. Люди этого мира утрачивают человеческое: они в восприятии лирического героя Маяковского «бездарные, многие, думающие, нажраться луче как», «желудок в панаме». Им свойственна душевная и духовная глухота и слепота. Они ведут пошлое, праздное, потребительское, растительное существование:

Лежи спокойно, безглазый, безухий,

С куском пирога в руке…

3) Можно ли говорить о максимализме лирического героя Маяковского в его самовосприятии и мироощущении? Можно ли считать, что герой находится в состоянии конфронтации с миром?

Да, герой бросает вызов и людям и солнцу, и Богу. Люди не принимают героя Маяковского, так как в этом мире он «сумасшедший», «рыжий», «заморский страус» (учащиеся подтверждают эти мысли цитатами из стихотворений).

5.Обобщение. Итак, какова основная тема лирики раннего периода творчества Маяковского? (Тема конфронтации с миром и бесконечного одиночества поэта в нем.)

Какие основные мотивы мы выявили в стихах Маяковского?

(Мотивы одиночества, ненависти, презрения, страдания, жажды мести и мотив гибели, смерти, сострадания и самопожертвования, упования на грядущих людей).

6.Заключительное слово учителя.

Лирический герой Маяковского грандиозен. В нем отражались особенности авторского сознания и мировосприятия. Это герой трагический, так как ощущает свою несовместимость с миром. Давайте сверим наши размышления и выводы с оценками исследователей творчества Маяковского, известных ученых – литературоведов. Эти оценки разные, полярные. Позже мы познакомимся с ними. Сейчас лишь послушаем одного из них, Зиновия Паперного.

Выступление ученика, выполнявшего индивидуальное задание, познакомиться с работой З. Паперного «Поэтический образ Маяковского» и выбрать цитатные материалы для сообщения по теме «Поэт и мир ранней лирики Маяковского»:

«Ужас человека, нужного только себе существование только для себя, поиски человека – друга, людей… - вот что определяет тональность произведений Маяковского».

Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним,  как в кошмарном сне, - какие-то  загадочные существа безликие и бессердечные…

Проклятие одиночества - и проклятие одиночеству – вот тема раннего Маяковского.

Нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить её…

Демонстративный цинизм в творчестве молодого Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества…»

III. Домашнее задание.

1. Сделать самостоятельное письменное обобщение по теме урока.

2. Выучить наизусть два стихотворения Маяковского, в которых раскрываются разные стороны лирического «я» поэта.

3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Образ лирического героя в поэме «Облако в штанах», используя ресурсы интернета http:/5ballov.com.ru/soch/obraz_liricheskogo_geroya.html