Учебные лекции и
семинары
-
Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
-
Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
-
Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой так и между учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
-
Лекция пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация
близка по типу к лекции пресс-конференции. Различие – приглашенный
(грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности.
Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и
использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация
(или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения оперативно
анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может
использоваться как метод «живой ситуации».
7. Лекция-диалог,
где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик
должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с
применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с
применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных
ситуаций и т. д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее
решить.
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, мало или не совсем связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Условиями эффективного проведения лекции являются:
- четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;
- логичность связей при переходе к следующему разделу;
- доступность, ясность излагаемого;
- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;
- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.
- итоговая беседа по теме лекции.
Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Семинары отличаются от уроков:
1)большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, высокой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;
2)изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
3)изменением функций, выполняемых учителем и учащимся: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую.