Софья:
презирает, любит, фальшивит
«Технология
развития критического мышления» (ТРКМ) и ее составная часть «Чтение и письмо
для критического мышления» (ЧПКМ).
У технологии ЧПКМ три принципиальных основания. Это
технологическое обеспечение:
- развития критического мышления (способность
структурировать знания, идентифицировать и формулировать проблемы, предлагать и
оценивать пути их решения, распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения,
выявлять ошибки, в рассуждениях, делать разумные заключения из найденной в
различных источниках информации, а также рационально защищать полученные
выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт
от мнения);
- освоения культуры работы с текстом (как устным, так
и письменным);
- самостоятельности, активности учеников, их
совместной работы с текстом (как устным, так и письменным);
- самостоятельности, активности учеников в учебном процессе,
возможности опоры на личный опыт.
Приемы
работы с текстом:
а) чтение с остановками и составление «древа»
прогнозов;
б) кластер;
в) «тонкие» и «толстые» вопросы;
г) «мозговой штурм»;
д) РАФТ:
Р – роль (от имени кого этот текст),
А – аудитория (кому адресован текст),
Ф – форма (письмо, поток сознания, записка дневник и
т.д.),
Т – тема (о чем);
е) дебаты;
ж) определение темы (тем) с помощью таблицы.
Герои |
Что хотели? |
Что делали? |
Что получили? |
|
|
|
|
Организация образовательного
пространства
Важнейшим условием успешной проектной деятельности
является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной
работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к
исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе – все это
требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства основной
школы. Образовательное пространство основной школы должно включать в себя
наряду с традиционными кабинетами (где осуществляется учебная деятельность по
учебным предметам) места для самостоятельной работы:
·
достаточно обширную
библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах – полки со
справочной литературой и материалами для самопроверки, в любую минуту доступные
ученикам и учителям;
·
лаборатории для
свободных опытов;
·
компьютеры с доступом к
разнообразным базам данных;
·
выделенные внутри
классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать
индивидуально или в небольших группах.
Оценка
деятельности
Критерии оценки результатов проектной деятельности
учеников:
ü
владение способами
познавательной деятельности;
ü
умение использовать
различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
ü
коммуникативные и
адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение,
противостоять трудностям;
ü
самоорганизация: умение
ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию,
сопоставлять цель и действие.
Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном
обучении
Тьютор помогает ребенку не только при определении темы
и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
ü
владеет самой
технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии
и технологии проектной деятельности;
ü
инициирует рождение и
развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю»
проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
ü
предъявляет образцы
самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его
проект);
ü
помогает ученику
осуществить самостоятельное исследовательское действие;
ü
является «проводником»
ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и
организовать работу над этими вопросами.
Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся
систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции
гуманитарного образования.
Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист
в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора –
не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребенку в поиске
своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы,
осуществление ее (с возможной коррекцией темы, целей и задач исследования),
организация рефлексии ребенком проделанного пути.
з) «продвинутая линия» (маркировка текста);
и) синквейн;
к) «шесть шляп мышления».
Прием «РАФТ» обеспечивает эмоциональное,
познавательное, информативное и аналитическое восприятие текста.
Дарья
Клименко (10-й класс)
Роль: Андрей Болконский.
Аудитория: для себя.
Форма: дневник.
Тема: Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.
Вчера я опять имел сомнительное удовольствие побывать
в салоне Анны Павловны Шерер. Бесконечная череда вечеров, которые так любит
Лиза, уже успела мне изрядно надоесть.
В салоне собиралось все высшее общество, «элита»
Петербурга. Мне начинает казаться, что ничего нового в этом круге людей
произойти не может: там изо дня в день обсуждаются одни и те же слухи, сплетни
о Бонапарте, все так же восхваляется наш милостивый государь император и
высказывается никчемный, ничем, кроме слов, не подтвержденный патриотизм. Ни
аббат Морио, ни Виконт Монмартр, ни дурак Ипполит Курагин, беседой с которым
Лиза старается возбудить во мне ревность, - ничто не способно уже разогнать мою
скуку.
Ольга
Омеляшко (10-й класс)
Роль: Анна Шерер.
Аудитория: приятельница.
Форма: беседа.
Тема: Вечер в салоне А. П. Шерер.
Душечка, Екатерина Петровна, как я рада, что вы зашли!
Вчера в моем салоне состоялся небольшой прием. Очень жаль, что ваш муж слег с
ангиной и вы не смогли прийти. У меня собирались милые люди. Я уверена, Юрию
Павловичу очень бы понравилось. Я же помню, как он яростно обсуждает политику
Наполеона. Так вот, Екатерина Петровна, вчера все только об этом и говорили.
Что был, вы спрашиваете? Андрей Болконский со своей Лизонькой. Такая милая
девочка, я вам скажу. Только вчера она была как будто не в себе, смотрела весь
вечер только на своего мужа, а он ее не ценит. Сидел весь вечер со скучающим
видом, как будто он выше и умнее присутствующих. В разговоре не участвовал, не
поддерживал беседу. Ну как так можно, душечка моя? Ах да, князь Андрей
разговаривал с Пьером, этим юным созданием.
Екатерина Петровна, Юрий Павлович уже, говорите вы,
пошел на поправку? Как замечательно, я так беспокоилась! Вы ведь знаете, граф
Безухов умирает, лежит при смерти! Говорят, все, что у него было, он завещает
Пьеру.
Прием «синквейн». Синквейн – французское слово, в
переводе на русский – «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Анализ рассказа Ивана Бунина «Качели» завершился
написанием синквейнов.
Елена
Францева (11-й класс)
Мечта
Неотступная, манящая,
Притягивает, завет, влечет.
Как звезда моя парящая
Уплывает.
Роман
Воронин (11-й класс)
Качели,
Быстрые, лихие,
Летели, взмывая, стремясь
Нас в небеса отчаянно голубые
Забрать.
Прием «Кластер». Работа с понятиями, структурирование
знаний.
Пример кластера к образу Софьи из комедии Александра
Грибоедова «Горе от ума».
(См. схему)
Приемы
работы с текстом