Урок в режиме технологии группового самостоятельного обучения

 

 

 

Цель – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Теоретические положения. «Человек в группе не является самим собой», - это высказывание известного американского писателя Д. Стейнбека помогает понять сущностную характеристику взаимозависимости индивида и группы. Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена группы и личные цели индивида могут быть различными.

Западные психологи характеризуют отношения, возникающие в группе, как результат формирования норм, которые создаёт сама группа. Любая группа, которую официально организует учитель, на деле начинает самоорганизовываться в зависимости от входящих в неё людей и требующих решения проблем.

При моделировании занятий в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности, конкретизирует образовательные цели. В итоге развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.

Процесс, посредством которого взаимодействие между отдельными индивидами уменьшает напряжение каждого члена группы в данной ситуации, учёные-психологи называют групповой динамикой. Групповая динамика приводит членов группы к взаимному удовлетворению. Привлекательность группы стимулирует желание учащихся выполнять групповое учебное задание. При этом: 1) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями группы (неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т.д.); 2) чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся. Эти закономерности, сформулированные французскими учёным, объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.

Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать члены группы, поэтому учителю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами группы, которые выполняют функции консультанта.

Взаимодействие учителя и ученика. Разработанная нами модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся разбиваются на разноуровневые группы постоянного состава от 3 до 7 человек (количество групп зависит от числа учащихся класса). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке учителем плана программы изучения курса. Учителю важно проводить целенаправленную работу с консультантами во внеучебное время, так как результативность работы группы во многом зависит от умения лидера управлять познавательной самостоятельной деятельностью учащихся и выполнять организаторские функции в процессе учебного занятия.

При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеет задание для самостоятельной работы учащихся. При конструировании важно учитывать следующие правила: 1) количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; 2) в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; 3) в групповом задании сочетаются  репродуктивные и творческие вопросы; 4) количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание в зависимости от цели, содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности учащихся; 5) при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

 Рассмотрим один из вариантов группового задания самостоятельной работы учащихся на занятии по изучению нового материала.

Задание: Прочитать текст учебника на странице…§….

Выполнить следующие задания: 1) разработать опорный конспект (ЛОС) содержания учебной статьи; 2) подготовить краткий пересказ содержания статьи; 3) сконструировать репродуктивные вопросы с целью взаимопроверки усвоения базовых (основных) знаний статьи; 4) сконструировать проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на занятии; 5) ответить на вопросы учителя (предлагается 2-3 вопроса разного уровня сложности для письменной работы учащихся (по выбору)); 6) подготовить рассказ, используя дополнительную литературу как дополнение к тексту учебной статьи; 7) разработать свой вариант домашнего задания по теме учебного занятия.

  Моделирование учебных занятий. Модель системы занятий состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности школьников и изменение характера их взаимодействия внутри группы.

1-й блок. Основная задача -  научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи.

Учащиеся работают в разноуровневых группах постоянного состава. Учитель, моделируя уроки, учитывает следующие положения: 1) все группы выполняют одинаковое по объему, сложности и содержанию задание; 2) отвечает у доски одна группа, которая определяется жеребьевкой; 3) остальные группы дополняют ответ у доски, анализируют содержание ответа, участвуют в дискуссии по решению проблемных задач; 4) в зависимости от цели учебного занятия  учитель может использовать разные варианты подведения итогов самостоятельной работы в группах.

2-й блок. Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать ораторские способности.

Учащиеся продолжают работать в разноуровневых группах постоянного состава, но выполняют разные по содержанию задания. Количество заданий зависит от количества групп в классе и логики учебного материала. Учителю при моделировании занятий важно учитывать, что 1) групповая работа продолжается в течение двух часов; 2) объем учебного материала охватывает не менее чем два параграфа учебного пособия; 3) отчет групп осуществляется последовательно, не нарушая логики изучения содержания учебного материала; 4) с целью организации активной деятельности школьников в  процессе учебного занятия учитель выдает каждому ученику специальный маршрутный лист, в котором содержатся контрольные задания по содержанию учебного материала, предлагаемого каждой группой; 5) в конце учебного занятия учитель собирает маршрутные листы на проверку; 6) работа с маршрутным листом строится по следующему алгоритму: а) перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные вопросы (2-3) репродуктивного и творческого характера; каждый школьник записывает эти вопросы в своем маршрутном листе; б) в процессе ответа у доски группа обоснованно отвечает на репродуктивные вопросы и не дает прямых ответов на вопросы творческого характера; в) учитель по ходу отчета группы направляет деятельность учащихся класса, управляет дискуссией и дает время на выполнение контрольного задания.

       3-й блок. Основная задача -  научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Следовательно, структура и содержание группового задания изменяются, изменяется и роль лидера, так как он уже не выполняет задание сам, а управляет самостоятельной работой двух или трех пар, помогает выбрать задание каждой паре, координирует их действие, консультирует и оценивает работу каждого ученика, каждой пары и группы в целом.

Групповое задание для самостоятельной работы может быть следующим: Прочитать текст учебника на странице…§….

Выполнить задания, работая в парах (по выбору учащихся): 1) подготовить вступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработать ЛОС по содержанию вступления; 2) сконструировать проблемные задания, предложить свои варианты ответа (письменно); 3) разработать варианты творческого домашнего задания по теме учебного занятия.

В этом блоке проводится два варианта занятий: первое – группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного материала, второе – группы выполняют разные задания.

4-й блок. Основная задача -  подготовить учащихся к самостоятельной работе в режиме технологии модульного обучения. В процессе занятий предполагается отработать приемы учебной работы с путеводителем (путеводитель – это система заданий для самостоятельной работы, отражающая по дидактической цели все звенья процесса обучения). Система самостоятельной групповой работы включает пять заданий, усложняющихся от одного учебного занятия к другому.

Задание 1

Прочитать текст учебника на странице…§…

Заполнить путеводитель, предложенный учителем (учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчёта группы).

Задание 2

Прочитать текст учебника на странице…§…

Заполнить путеводитель, предложенный учителем (каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и заданий внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 3

Прочитать текст учебника на странице…§…

Сконструировать свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.

Ответить на вопросы путеводителя (каждый ученик, работая с текстом учебника, разрабатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший путеводитель либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 4

Прочитать текст учебника на странице…§…

Сконструировать свой вариант путеводителя (два экземпляра).

Один экземпляр подготовить для передачи группе-партнёру, второй – использовать для разработки эталона ответа на вопросы и задания.

Передать путеводитель группе-партнёру, получить путеводитель, подготовленный группой-партнёром.

Ответить на вопросы путеводителя группы-партнёра.

Обменятся путеводителями с целью проверки результата работы партнёров.

Делегировать одного человека к доске с целью анализа результатов деятельности группы-партнёра (результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске).

Задание 5

Прочитать текст учебника на странице…§…

Сконструировать путеводитель с целью участия на конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах, в алых творческих группах (3 человека), которые формируются с учётом интересов и возможностей школьников.

Подготовить свои варианты ответов на вопросы и задания путеводителя.

Представить творческую работу на конкурс.

Условия конкурса: 1) Путеводитель конструируется с учётом содержания всей учебной статьи по теме учебного занятия; 2) вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, изучение новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений; 3) в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке; 4) путеводитель должен содержать приложение – авторский вариант ответов на вопросы и задания.

5-ый блок. Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе в режиме проектного обучения. Учащиеся организуются в творческие группы с учётом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия, в начале которого каждая группа выбирает проблему из нескольких предложенных учителем. Задания для самостоятельной работы проблемной группы конструируются по следующему алгоритму:

Задание 1 (фронтальная работа)

Прочитать текст учебника на странице…§…

Выбрать одну из проблем по теме учебного занятия.

Скомплектовать творческую группу.

Задание 2 (работа в творческой группе)

Выбрать один из информационных источников (дополнительная литература по теме учебного занятия предлагается учителем), подготовить свой вариант решения проблемы.

Подготовить ответ письменно, указывая источник информации, оформляя цитаты, делая выводы.

Предложить свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.

Заслушать ответ каждого участника групповой работы.

Выбрать лучший ответ, дополнить его сведениями из других источников.

Подготовить творческий отчёт группы для публичного выступления.

Делегировать одного выступающего с целью защиты творческой работы группы.

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного характера. В конце учебного занятия выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.

Качественно новый результат. Высокий уровень познавательной самостоятельности школьников, владение системой умений по осуществлению поисковой деятельности, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий модульного и проектного обучения.