№ п/п |
Учитель должен знать |
Учитель должен уметь |
Оценка (1-5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Для второй квалификационной категории
предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения») |
|||
1 |
Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучаемого |
Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности |
|
2 |
Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов |
Обеспечить реализацию базисного учебного плана |
|
3 |
Основные положения современной дидактики и теории воспитания |
Рационально использовать их в учебном процессе |
|
4 |
Структуру своего учебного предмета по этапам обучения |
Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения |
|
5 |
Понятийный аппарат и терминологию предмета |
Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета |
|
6 |
Цели обучения |
Достигать поставленных целей педагогической деятельности |
|
7 |
Типологию уроков |
Использовать различные типы уроков в зависимости учебных целей |
|
8 |
Формы и принципы планирования урока(ов) |
Использовать различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики |
|
9 |
Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся |
Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока |
|
10 |
Формы оценки знаний, умений и навыков учащихся |
Осуществлять промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем сформированности знаний, умений и навыков учащихся |
|
11 |
Современные системы внеклассной работы |
Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем |
|
12 |
Возвратные и индивидуальные особенности учащихся |
· Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе. · Сохранять контингент учащихся. · Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности |
|
13 |
Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы |
Формировать в процессе воспитательной работы специально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к школьникам |
|
14 |
Основную психолого-педагогичекую и методическую литературу |
Использовать в своей преподавательской деятельности рекомендации, содержащиеся в современной психологической и методической литературе |
|
15 |
Функциональные обязательности |
· Организовывать собственную деятельность: 1) оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности; 2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности. · Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся |
|
2. Для первой квалификации категории
предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения») Аттестуемый на первую квалификацию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующие: |
|||
16 |
Теоретические основы преподавательского метода: · историю развития и методики преподавания; · место и роль предмета в системе школьного образования; · содержание предмета |
· Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников. · Преподавать с учетом различных уровней обученности и развития учащихся |
|
17 |
Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении |
· Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий. · Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий. · Стимулировать самостоятельность учащихся в учении |
|
18 |
Современные средства обучения |
Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий |
|
19 |
Основные положения личности ориентированного обучения |
Применять основные положения в процессе обучения: 1) учить учащихся ставить собственные цели обучения; 2) согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся; 3) применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций; 4) адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации; 5) формировать у учащихся приемы учения |
|
20 |
Технологию диагностики мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания |
· Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования. · Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения. · Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития |
|
21 |
Теорию и практику коммуникации с детьми и взрослыми |
Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участками образовательного процесса |
|
3. Для высшей квалификации категории
предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения») Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее: |
|||
22 |
Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики |
Осознанно строить ход образовательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки |
|
23 |
Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания |
В меру необходимости использовать в учебном процессе современные достижения науки и методики преподавания |
|
24 |
Модель педагогического процесса как целостного явления |
Реализовывать системный подход к учебному процессу, определять оптимальные структурные компоненты урока |
|
25 |
Сущность современных образовательных технологий |
· Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников. · Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников. · Формировать у школьников информационные умения, т.е. умения поиска и переработки информации. · Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций |
|
26 |
Способы интегрированного изучения смежных предметов |
Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира |
|