Во
славу матушки России
Дворянство в конце XIX
– начале XX века
Цель урока: показать уникальность дворянского сословия в жизни России; развивать умения учащихся сопоставлять ценностные ориентиры прошлого и современного поколений.
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма урока: комбинированная.
Литература
по теме урока:
- Бердяев Н.А «Самопознание», Л., Лениздат., 1991
- Блок А.А. «Возмездие». В кн. Блок А. Собрание сочинение в 8-ми томах. Том 6.
- «Великий князь Александр Михайлович». Книга воспоминаний. М., «Современник», 1991.
- Гордин Я.А. «Дуэли и дуэлянты». СПб., Пушкинский фонд, 1996.
- К.Р. «времена года». Избранное. СПб., «Северо-Запад», 1994.
- Милюков П.Н. «Воспоминания». М., «Варгиус», 2001
- Муравьева О.С. «Как воспитывали русского дворянина». СПб., 1999.
- «Новейшая История Отечества». XX век. В двух томах. Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. М., «Владос», 1998. Том 1.
- Рябов Ю.А. «Россия на рубеже XIX –XX веков». СПб., 1998.
- Трубецкой В. «Записки кирасира» М., «Россия», 1991.
- Фрадкина Э.А. «Зал дворянского собрания. Заметки концертной жизни Санкт-Петербурга». СПб., 1994.
- Чехов А.П. «Дуэль». В кн. Чехов А.П. собрание сочинений. Том 6., М., 1962.
- Юсупов Ф.Ф. «Мемуары». М., «Захаров», 2001.
- «Энциклопедический словарь», Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Том 19(X), СПб., 1893,стр.203-218.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы попробуем приблизиться к пониманию сложного, противоречивого и уникального явления России, каким было русское дворянство в конце XIX – начале XX веков. Эпиграфами к уроку я выбрал слова одного из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток»:
«…Я не могу не уважать моего дворянства. У нас создался веками, какой еще нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире – тип всемирного боления за всех. Это – тип русский… Он хранит в себе будущее России».
Таким
образом, хочется сформулировать проблемный вопрос нашего урока:
«Могло ли в
наступающем XX
веке быть будущие у русского дворянства как неотъемлемой части нашего общества
при развитии России?»
Вопросы и задания классу:
- Давайте вспомним, что такое сословия?
- Какие сословия в Российской империи существовали?
- Какие права и обязанности были у дворянства как у высшего сословия?
- Что такое классы?
- Чем сословия отличались от классов?
- Какие классы были основными до реформ Александра II?
- Как менялось положение тех дворян, которые относились к классу помещиков, в пореформенной России?
(Фронтальная беседа с учениками по данным вопросам.)
Задание классу: Для углубления и систематизации ваших знаний послушайте доклад ученика на тему «Развитие социального и правового статуса дворянства в России». Составьте тезисный план доклада.
(Обсуждение тезисного плана.)
Слово
учителя и задание классу.
Значительную роль в жизни потомственных дворян играли дворянские органы местного самоуправления. Сословная солидарность и общественная помощь были ведущими принципами дворянских обществ.
(Для работы по
этому вопросу можно использовать книгу Э.А.Фрадкина «Зал Дворянского собрания.
Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга».)
Рассказ
учителя о характере службы и деятельности дворян на рубеже XIX –XX веков.
Главное предназначение дворянина – служба государю. Поэтому отпрыски дворянских фамилий всегда стремились связать свою жизнь с военной или штатской государственной службой.
Военная служба по традиции считалась более почетной, нежели гражданская. Среди молодых дворян служба в гвардейских полках котировалась выше, чем в армейских.
Гражданская служба была менее привлекательной для дворянства. Но, например, по словам московского предводителя дворянства князя П.Н. Трубецкого, «среди дворянства растет предпочтение к техническому образованию детей, сравнительно с военными, что объясняется и материальными соображениями, и недостатками постановки образовательных задач в кадетских корпусах». Получая техническое образование, такие дворяне начинали служить в частно-коммерческих заведениях, занялись научной деятельностью в университетах, что давало стабильный доход. Например, начальники железных дорог имели оклад 13-14 тысяч рублей в год, а профессора университетов имели оклад 2-3 тысячи рублей.
Стабильные высокие оклады были у тех дворян, которые служили в высших органах государственной власти. Например, оклад министров составлял 20 тысяч рублей в год.
Всегда стабильным источником существования дворян было поместье. В условиях развития капитализма дворянское землевладение составляло в 70-е годы XIX века 20% от общего земельного фонда страны, а в начале XX века – уже 15%.
Задание классу. Давайте на примере фрагментов из мемуаров известных деятелей России рубежа XIX – XX веков (великого князя Александра Михайловича, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, В.С. Трубецкого, Ф.Ф. Юсупова), которые вы изучили дома, поговорим о мировоззрении и ценностных ориентирах русского дворянства.
Вопросы к
беседе по группам:
1. Как относились авторы мемуаров к своему дворянскому происхождению?
- Какие качества личности, по мнению авторов мемуаров, воспитывались в дворянских семьях?
- Как вы оцениваете некоторые методы воспитания молодых дворян?
- Какие противоречивые черты личности были присущи русскому дворянину?
- Как относились авторы мемуаров к самодержавной власти?
- Какое отношение авторов мемуаров к военной службе?
- Как относились дворяне к людям более низкого социального статуса?
- Как относились авторы мемуаров к дуэли как форме защиты дворянской чести?
Задание группам. Обсудите в группах и предложите возможный вариант Кодекса поведения русского дворянина.
(Работа в группах и представление проектов кодекса.)
Слово учителя и задание классу: «Кому много дано, с того много спросится». Эти слова не уставал повторять своим сыновьям князь Константин Константинович Романов, поэт с псевдонимом К.Р. В этих словах еще один принцип дворянского воспитания. Сейчас вы услышите небольшой рассказ о великом князе и отрывок из его стихотворения. Попытайтесь сформулировать жизненные принципы поэта - аристократа.
…Но пусть
не тем, что знатного я рода,
Что
царская во мне струится кровь,
Родного
православного народа
Я заслужу
доверье и любовь,
Но тем,
что песни русские, родные
Я буду
петь немолчно до конца
И что во
славу матушки России
Священный
подвиг совершу певца.
Слово учителя: Пожалуй, самой главной сословной добродетелью была дворянская честь. Согласно дворянской этике, «честь» не делает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. А.С. Пушкин определил честь как «готовность жертвовать всем для поддержания какого-нибудь правила». А в другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете мирному алеуту поединок двух французских офицеров?» По мнению многих, дуэль была чистым безумием, но в этом безумии некоторые находили определенный блеск.
Во второй половине XIX века дуэли были запрещены, дуэлянты жестоко преследовались. Но в 1894 году был принят закон об офицерских дуэлях.
А дворяне по-прежнему стрелялись на дуэлях, и не только офицеры.
Задание классу: В конце XIX века А.П. Чехов написал повесть «Дуэль», где в поединке сошлись два дворянина, столкнулись два противоположных мировоззрения, две жизненные философии. Сейчас ученики представят вам возможную сцену перед дуэлью, где главные герои – Николай Васильевич фон Корен и Иван Андреевич Лаевский.
(Сцена по мотивам повести Чехова и её обсуждение.)
Вопрос классу: подводя итог урока, спрашиваю вас: могло ли быть будущее у русского дворянства в XX веке?
(Ответы учащихся.)
Учитель подводит итоги урока, и звучат стихи А.А. Блока из поэмы «Возмездие»: «Дворяне – все родня друг другу».