Графика в Турбо Паскале
В отличие от уже знакомого текстового режима, экран в графическом режиме разбит на большое количество точек, каждая из которых может иметь определённый цвет. Точки считаются одинаковыми и прямоугольными, все они плотно «уложены» на экране, то есть для любой точки можно указать, в какой строке и в каком столбце она находится. Номера строк и столбцов в графическом режиме используются как координаты точки, следовательно, координаты всегда целочисленные. В графическом режиме начало координат находится в левом верхнем углу экрана, ось x направлена вправо, ось y направлена вниз.
Заметим, что существуют разные графические режимы, они отличаются количеством точек по горизонтали и вертикали (разрешением), а также количеством возможных цветов, например: 320x200x16, 640x480x16, 640x200x16, 800x600x256 и т. п.
Все средства для работы с графикой содержаться в стандартном модуле Graph, поэтому его нужно будет упоминать после слова uses.
1. Включение и выключение графического режима.
Для включения графического режима используется процедура InitGraph(driver,mode,path) опишем назначение её параметров:
driver – переменная типа integer, в котором задаётся тип видеоадаптера, установленного в компьютере. В модуле определены константы для различных адаптеров, которые избавляют нас от необходимости запоминать числа. Имеются такие константы: CGA, EGA, EGA64, EGAMono, VGA, MCGA, IBM8514 и т. п. Для нас наиболее важной будет константа detect, при указании которой InitGraph сама подыщет наиболее мощный тип адаптера, совместимый с тем адаптером, который установлен на компьютере.
mode – также переменная типа integer, задаёт режим, в котором работает выбранный видеоадаптер (здесь также определены константы). Почти каждый видеоадаптер может работать в нескольких режимах, например, у VGA есть 640x200x16 (VGALo), 640x350x16 (VGAMed), 640x480x16 (VGAHi). Если в первом параметре было указано значение detect, то InitGraph не обращает внимания на mode, а устанавливает наилучший, на её взгляд, режим.
path – строковый параметр. Для каждого видеоадаптера (или для группы сходных видеоадаптеров) существует программа-драйвер, с помощью которой модуль Graph общается с видеоадаптером. Такие драйверы хранятся в файлах с расширением «bgi». В параметре path указывается каталог, в котором хранятся драйверы. Если они находятся в текущем каталоге, то этот параметр равен пустой строке.
Обычно для включения графики мы будем использовать InitGraph в таком виде:
const gpath = ‘Y:\WIN_APPS\BP\BGI’
var gd,gm: integer;
...
begin
...
gd:=Detect;
InitGraph(gd,gm,gpath);
...
Для завершения работы с графикой и выхода в текстовый режим используется процедура CloseGraph.
2. Построение элементарных изображений
Система координат при работе с графикой имеет начало (точку (0,0)) в левом верхнем углу экрана. Ось x направлена вправо, ось y – вниз. Очевидно, что все точки экрана имеют целочисленные координаты.
При построении простейших элементов изображений используются следующие процедуры и функции:
Название |
Назначение |
PutPixel(x,y: integer; c: word); |
Поставить точку (x,y), используя цвет c. Значение цвета обычно меняется от 0 до 15, вместо номера цвета можно употреблять цветовые константы модуля Graph. |
SetColor(c: word); |
Установить текущий цвет для рисования отрезков, окружностей и т. п. Все линии после употребления этого оператора будут рисоваться установленным цветом. |
SetBkColor(c: word); |
Установить текущий цвет для фона (то есть цвет всего экрана). |
GetMaxX; GetMaxY; |
Эти функции возвращают максимальные допустимые значения координат x и y, соответственно. |
Line(x1,y1,x2,y2: integer); |
Рисовать отрезок из (x1,y1) в (x2,y2) текущим цветом. |
Rectangle(x1,y1,x2,y2: integer); |
Рисует текущим цветом прямоугольник, левый угол которого – (x1,y1), а правый нижний – (x2,y2). |
Circle(x,y: integer; r: word); |
Рисует текущим цветом окружность с центром в точке (x,y) радиуса r. |
Arc (x,y: integer; a1,a2,r: word); |
Рисует дугу окружности. a1 и a2 – начальный и конечный углы (в градусах), соответственно. Угол отсчитывается традиционно, против часовой стрелки, угол величиной 0° соответствует лучу y=0, x>0. |
Ellipse(x,y: integer; a1,a2,xr,yr: word); |
Рисует дугу эллипса с полуосями xr и yr от угла a1 до a2. |
DrawPoly(n: word; P); |
Рисует многоугольник, количество сторон в котором – n, а информация о вершинах хранится в нетипизированном параметре P. В качестве P удобнее всего использовать массив из записей, каждая из которых содержит поля x,y: integer; |
MoveTo(x,y: integer); |
Эта процедура опирается на понятие текущей позиции. Она «запоминает» позицию (x,y) на экране, а в дальнейшем из этой позиции можно рисовать отрезки. |
LineTo(x,y: integer); |
Рисует отрезок из текущей позиции в точку (x,y). При этом текущая позиция перемещается в конец нарисованного отрезка. |
MoveRel(dx,dy: integer); |
Перемещает текущий указатель из прежнего положения (x,y) в точку (x+dx,y+dy). |
LineRel(dx,dy: integer); |
То же, что и предыдущая процедура, но при перемещении рисует отрезок от (x,y) до (x+dx,y+dy). |
GetX; GetY; |
Возвращают координаты текущего указателя (по отдельности). |
ClearDevice; |
Очищает экран. |
Все приведённые выше процедуры для рисования выполняют только контурные рисунки (не закрашивая прямоугольник, окружность или эллипс внутри). По умолчанию рисование происходит с использованием тонкой сплошной линии, однако толщину и вид линии можно менять с помощью процедуры SetLineStyle(style,pattern,width: word). Рассмотрим назначение параметров этой процедуры.
1. style – вид линии. Здесь удобно задавать не конкретные числа, а константы: SolidLn, DottedLn, CenterLn, DashedLn, UserBitLn. Первая обозначает сплошную линию, следующие три – разные виды прерывистых линий, последняя – линию, вид которой определяется пользователем (см. ниже).
2. pattern – образец для вида линии, определяемого пользователем. Этот параметр вступает в действие лишь тогда, когда в предыдущем указано UserBitLn. Образец – это фрагмент линии, заданный в виде числа. Переход от конкретного фрагмента к числу выполняется, например, так:
Удобнее всего переводить полученное число в шестнадцатеричный вид, в нашем примере получится $999C. При изображении линии закодированный нами фрагмент будет повторяться столько раз, сколько нужно.
3. width – толщина линии. Можно использовать числа, однако определены 2 константы: NormWidth и ThickWidth (нормальная и толстая линии).
Перейдём теперь к рисованию закрашенных фигур. По умолчанию внутренняя область фигуры будет закрашиваться белым цветом, причём закраска будет сплошной. Для управления цветом и видом закраски используется процедура SetFillStyle(style, color: word); Также как и для стиля линии, для style предусмотрены константы: EmptyFill, SolidFill, LineFill, LtSlashFill, SlashFill, BkSlashFill, LtBkSlashFill, HatchFill, XHatchFill, InterleaveFill, WideDotFill, CloseDotFill, UserFill. Первая обозначает отсутствие закраски, вторая – сплошную, последующие – различные специфические виды закраски, самая последняя – закраску, задаваемую пользователем. Чтобы задать пользовательский образец закраски, нужно использовать процедуру SetFillPattern(Pattern: FillPatternType; Color: Word); FillPatternType определяется как array[1..8] of byte, каждый элемент массива кодирует одну строчку образца закраски (как и для линий), а всего таких строчек 8. В результате закраска выполняется с помощью одинаковых квадратиков 8x8.
Ниже приводятся процедуры рисования закрашенных фигур.
Название |
Назначение |
Bar(x1,y1,x2,y2: integer); |
Рисует закрашенный прямоугольник. |
FillEllipse(x,y: integer; xr,yr: word); |
Закрашенный эллипс. |
FillPoly(n: word; P); |
Закрашенный многоугольник. |
PieSlice(x,y: integer; a1,a2,r: word); |
Закрашенный круговой сектор. |
Sector (x,y: integer; a1,a2,xr,yr: word); |
Закрашивает эллиптический сектор. |
FloodFill(x,y: integer; Cborder: word); |
Выливает краску в точку (x,y), откуда она растекается во все стороны, пока не достигнет границы цвета Cborder. Если такой границы нет или она незамкнута, то краска может залить весь экран. |
3. Вывод текстовой информации.
Для вывода текста на экран используются две процедуры:
1. OutText(s: string). Эта процедура выводит строку s начиная с текущей позиции, то есть левый верхний угол выводимой строки находится в текущей позиции (по умолчанию это так). Текущая позиция задаётся, например, с помощью MoveTo.
2. OutTextXY(x,y: integer; s: string). Используется для вывода строки в конкретной позиции.
Если требуется вывести какие либо числа, то предварительно требуется преобразовать их в строку, например, с помощью процедуры Str.
Пример:
var r: integer;
s: string;
...............
Str(r,s);
OutTextXY(100,200,’Результат=’+s);
Турбо Паскаль позволяет использовать несколько различных шрифтов для вывода текста. Кроме того, можно менять направление вывода текста, а также размер символов. В этих целях используется процедура SetTextStyle(Font, Direction, CharSize : word). Перечислим возможные константы и значения для параметров этой процедуры.
Font (шрифт):
DefaultFont – шрифт 8x8 (по умолчанию)
TriplexFont – полужирный шрифт
SmallFont – тонкий шрифт
SansSerifFont – шрифт без засечек
GothicFont – готический шрифт.
Direction (ориентация и направление вывода символов):
0 – привычный вывод слева направо
1 – снизу вверх (надпись «положена на бок»)
2 – слева направо, но «лежачими» буквами.
Size – размер шрифта (целые числа от 0 до 10).
Другая возможность при работе с текстом – это выравнивание его относительно задаваемых координат вывода. Для этого используется процедура SetTextJustify(horiz,wert: word). Horiz указывет как текст расположен относительно заданной позиции по горизонтали, а vert – по вертикали. Возможные константы:
для horiz:
LeftText – указанная позиция является левым краем строки
CenterText – позиция является серединой выводимой строки
RightText – правым краем строки;
для vert:
BottomText – позиция находится на нижнем крае изображения
CenterText – по центру
TopText – позиция является верхним краем изображения.