Различные счётные устройства.
Потребность в счётных устройствах возникла сразу же, как только люди стали продавать и покупать товары. Одно из первых устройств – абак, похожее на русские счёты, было создано около 5тысяч лет назад в Вавилоне.
Специальные числа
В 1614 г. шотландский математик Джон Непер (1550 – 1617) изобрёл таблицы логарифмов. Принцип их заключается в том, что каждому числу соответствует своё специальное число – логарифм. Логарифмы очень упрощают деление и умножение. Например, для умножения двух чисел достаточно сложить их логарифмы. Результат находят в таблице логарифмов.
Старинный калькулятор
В 1642 г. французский математик Блез Паскаль (1623 – 1662) сконструировал счётное устройство, чтобы облегчить труд своего отца – налогового инспектора, которому приходилось делать немало сложных вычислений. Веря, что изобретение принесёт удачу, отец с сыном вложили в его создание большие деньги. Но против счётного устройства Паскаля выступили клерки – они опасались потерять из – за него работу, а также работодатели, считавшие, что лучше нанять дешёвых счетоводов, чем покупать дорогую машину.
Счётные диски
Чарльз Бэббэдж (1792 – 1871) был сыном богатого банкира из Дэвона, Англия и очень талантливым математиком. Он обнаружил погрешности в таблицах логарифмов Непера и в 1821 г. приступил к разработке своей вычислительной машины. Это было очень сложное, большое устройство. Оно предназначалось для автоматического вычисления логарифмов. Особенно трудно оказалось добиться точных расчётов. Британское правительство 10 лет финансировало работы Бэббэджа, но затем потеряло к нему доверие и прекратило давать деньги. Следующей работой Бэббэджа стало создание аналитической машины, способной выполнять различные типы вычислений. Ему помогала математик Ада Ловлас (1815 – 1852). Она создала для машины Бэббэджа несколько программ, которые хранились на специальных перфорированных картах. Последние 37 лет жизни Бэббэдж посвятил усовершенствованию аналитической машины. Он вкладывал в её создание большие деньги и тяжело переносил полное отсутствие интереса со стороны общественности к своим работам. Умер Бэббэдж в 1871 г., так и не закончив свой труд. Его машина намного опережала технические возможности того времени, и довести её создание до конца было практически невозможно.
Холлерит
ХОЛЛЕРИТ (Hollerith) Герман (29 февраля 1860, Буффало, штат Нью-Йорк — 17 ноября 1929, Вашингтон), американский инженер, изобретатель первой электромеханической счетной машины — табулятора, основатель фирмы — предшественницы IBM.
В 1879 Холлерит окончил Геологоразведочную школу при Колумбийском университете в Нью-Йорке и сразу же был назначен ассистентом своего преподавателя У. Троубриджа для участия во всеамериканской переписи населения 1880 года. В 1880-90 Холлерит преподавал в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, занимался проблемой пневматических тормозов, работал в Патентном бюро в Вашингтоне. Все это время его также занимали вопросы автоматизации обработки результатов переписи.
В 1888 Холлерит сконструировал электромеханическую машину, которая могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. Эта машина, названная табулятором, состояла из реле, счетчиков, сортировочного ящика. Данные на каждого человека наносились на перфокарты, почти не отличающиеся от современных, в виде пробивок. При прохождении перфокарты через машину данные, отмеченные дырочками, снимались путем прощупывания системой игл. Если напротив иглы оказывалось отверстие, то игла, пройдя сквозь него, касалась металлической поверхности, расположенной под картой. Возникавший таким образом контакт замыкал электрическую цепь, благодаря чему к результатам расчетов автоматически добавлялась единица, после чего перфокарта попадала в определенное отделение сортировочного ящика.
В 1890 изобретение Холлерита было впервые использовано для 11-й американской переписи населения. Успех вычислительных машин с перфокартами был феноменален. То, чем десятилетием ранее 500 сотрудников занимались в течение семи лет, Холлерит сумел выполнить с 43 помощниками на 43 вычислительных машинах за 4 недели.
Это изобретение имело успех не только в США, но и в Европе, где стало широко применяться для статистических исследований. Несколько таких машин закупила Россия. Холлерит был удостоен нескольких премий и получил звание профессора Колумбийского университета. В 1896 он организовал в Нью-Йорке компанию по производству машин для табуляции (Tabulating Machine Company), которая впоследствии выросла в International Business Machines Corporation — IBM.
Машина М - 3.
Машина М-3 предназначена для выполнения широкого круга математических вычислений сравнительно небольшого объема. Ее достоинствами являются небольшие габариты, простота эксплуатации, невысокая стоимость... Потребляемая мощность — 10 кВт. Для размещения машины достаточна площадь 30-40 м2".
"М-3 является двухадресной машиной и имеет естественный порядок выполнения команд... Для ввода в машину команды программы должны быть перенесены на бумажную ленту шириной 18 мм с помощью перфорирующего устройства" [1].
В 1951 году в лаборатории электросхем Энергетического института Академии наук коллективом под руководством И.С. Брука был построен макет небольшой ЭВМ первого поколения, получившей название М-1. В следующем году там создается экономичная ЭВМ среднего класса М-2. Одним из ее ведущих разработчиков являлся М.А. Карцев, внесший впоследствии существенный вклад в развитие отечественной компьютерной техники [2].
Еще примерно через четыре года коллектив лаборатории выпустил малую ЭВМ М-3, особенность которой заключалась в том, что для ее центрального устройства управления был использован асинхронный принцип действия', "В отличие от ...порядка работы устройства управления, построенного по синхронному принципу, в машине М-3 последовательность работы отдельных блоков и устройств определяется взаимодействием этих блоков между собой по принципу приказ — ответ. Переход к выполнению следующего элементарного действия в машине происходит только после того, как будет получен сигнал об окончании выполнения предыдущего действия. При таком способе обеспечивается в значительной степени независимость работы отдельных устройств машины, что облегчает ее наладку. Весьма важным является также то, что в случае нарушений в ходе работы какого-либо устройства происходит остановка машины и имеется возможность сравнительно просто обнаружить неисправное устройство".
ЭВМ М-3 содержала одно запоминающее устройство на магнитном барабане емкостью 2048 чисел или команд, имевшем скорость вращения 3000 об./мин.;
при этом машина имела производительность 30 оп./с .
Предусматривалась возможность замены магнитного барабана запоминающим устройством на ферритовых сердечниках. При такой замене быстродействие машины повышалось приблизительно до 1500 оп./с. Ввод данных в ЭВМ и вывод результатов осуществлялись посредством перфоленты и стандартной телеграфной аппаратуры со скоростью 7 чисел в секунду. Более быстрый ввод данных производился при помощи фотоэлектрического вводного устройства, которое обеспечивало скорость ввода до 30 десятичных чисел в секунду.
В машине употреблялась двухадресная система команд, при которой каждая команда состоит из кода операции и двух адресов чисел. ЭВМ М-3 выполняла четыре арифметических действия и ряд логических и вспомогательных операций (например, ввод чисел с перфоленты, условный и безусловный переходы, логическое умножение). Каждая ячейка памяти машины имела 31 разряд. При записи числа нулевой разряд служил для указания знака числа, а при записи команд он не использовался.
При записи на бланке для программ команда могла иметь, к примеру, следующий вид :
01 0321 0652
Это означало, что надо определить разность чисел, указанных в ячейках с номерами 0321 и 0652 (01 — код операции вычитания), и поместить результат в ячейку 0652. (Число, записанное в ячейку памяти, хранилось * в ней до тех пор, пока в эту ячейку не помещалось новое число — тогда прежнее число автоматически стиралось.) То есть при записи на бланке на первом месте ставился код операции (в виде двузначного восьмеричного числа), а затем указывались первый и второй адреса (каждый в [ виде четырехзначного восьмеричного числа). Таким же был порядок размещения команды в ячейке памяти:
разряды с первого по шестой пред-;
назначались для кода операции, еле-1 дующие двенадцать разрядов (с| седьмого по восемнадцатый) отводились для первого адреса команды, а последние двенадцать разрядов (с девятнадцатого по тридцатый) —для второго адреса. Нулевой разряд при записи команд, как уже отмечалось, не употреблялся. |
В машине использовались 770 электронных ламп и 3000 полупроводниковых диодов. Недостатком ЭВМ М-3 являлось отсутствие внешнего накопителя на магнитных лентах.
Устройства машины располагались в трех шкафах. Главный шкаф содержал арифметическое устройство, устройство управления, пульт управления и электронный блок устройства ввода и вывода. Шкаф запоминающего устройства заключал в себе магнитный барабан и схемы управления магнитного барабана. Шкаф" питания содержал стабилизаторы,:выпрямители и пульт управления питанием.
Врожденный механик
В 1769 году императрице Екатерине II преподнесли необычные часы, по форме и размерам напоминающие утиное яйцо. Они не только показывали и отбивали время, но и давали представление. Каждый час в корпусе раскрывались миниатюрные дверцы и изящные фигурки под музыку разыгрывали сценку. Кроме того, в полдень часы исполняли гимн [1,2]. Эти часы 1 изготовил Кулибин.
Иван Петрович Кулибин (1735— 1818) был не простым механиком. Более 30 лет (начиная с 1770 года) он возглавлял все мастерские Петербургской академии наук, то есть являлся первым механиком России [1]. Кулибин изготавливал и чинил всевозможные механические, оптические, электрические, акустические и иные приборы, оснащал ими академические лаборатории и экспедиции, помогал ученым, создавая по их заказу нестандартное оборудование. Он был универсальным мастером.
Все приборы, созданные Кулибиным, отличались высоким качеством В одном из протоколов собрания Академии наук записано: "Осмотрены вновь сделанные механиком Кулибиным электрические машины и найдено, что сделаны они очень хорошо и очень сильны".
Однако работа в мастерских при всем своем многообразии и объеме не могла исчерпать всех его творческих сил.
В 1770-х годах Кулибин занялся проектированием однарочного моста через Неву. Он предложил принципиально новую конструкцию деревянного моста, подробно описал работы, необходимые для постройки этого сложнейшего сооружения, подготовил методику испытания отдельных его частей, изобрел соответствующие приборы. Причем Кулибин не ограничился экспериментами, а разработал и изложил теорию своей конструкции. Наконец, он первый поднял вопрос о применении металла в качестве материала ^ для мостов (в то время мосты стро-4 или из дерева и камня) [2]. ; Проект принес славу Кулибину и в России, и за границей; он был награжден специально отчеканенной медалью. Почетный член Петербургской академии наук Даниил Бенули писал ученику Леонарда Эйлера:
"...то, что Вы сообщаете о врожденн
ом механике г. Кулибине по поводу деревянного моста через Большую Неву, имеющую ширину 1057 английских футов, внушает мне высокое мнение об этом талантливом строителе и искусном плотнике, воспитанном между простыми крестьянами и обязанном своими высшими познаниями только своего рода наитию... Главный строитель чаще всего должен полагаться на свое собственное чутье. Здесь я и ощущаю всю выгоду иметь такого человека, как г. Кулибин, к которому я проникнут уважением, но не могу победить своего недоверия, когда речь идет о таком огромном мосте".
Бернулли был настолько высокого мнения о способностях Кулибина, что, когда Эйлер опубликовал свою работу, посвященную исследованию упругих свойств балки, написал секретарю академии: "...не могли бы Вы поручить г. Кулибину подтвердить теорию г. Эйлера опытами, без чего его теория останется верной лишь гипотетически?"
В 1791 году Кулибин создает "самобеглую" коляску, которая приводилась в движение силой двух человек. Экипаж имел рулевое управление, "коробку передач" и тормозное устройство, состоящее из двух пружин (при торможении они закручивались). Чтобы повозка с двумя пассажирами и двумя обеспечивающими ее движение людьми ехала со скоростью 10 км/час по булыжной мостовой, требовалась мощность около 0,5 л. с. (лошадиных сил'). Разумеется, долго "держать" такую мощность было трудно. Нужен был двигатель, и Кулибин работал над его созданием, но безуспешно, поскольку он пытался изобрести перпетууммобиле. Может показаться странным, что такой практичный человек, как Кулибин, изобретал вечный двигатель, но тем не менее это так. К концу жизни "врожденный механик" понял бесперспективность своего занятия.
Творчество Кулибина оказало огромное влияние на развитие русской технической мысли. И народ не забыл великого механика. Его имя стало нарицательным для "обозначения" талантливых изобретателей, а иногда и просто талантливых людей.