1.      Полный условный оператор.

 

4.1 Рассчитать значение у при заданном значе­нии х:

4.2. Рассчитать значение у при заданном значе­нии х:

 

4.3. Для функций, заданных графически, определить значение у при заданном значении х:

4.4. Определить, в какую из областей (I или II) по­падает точка с заданными  координатами (для просто­ты принять, что абсцисса точки не равна трем):

4.5. Определить, в какую из областей (I или II) по­падает точка с заданными координатами (для просто­ты принять, что ордината точки не равна пяти):

4.6 Даны два различных вещественных числа. Оп­ределить:

а) какое из них больше;

б) какое из них меньше.

4.7. Определить максимальное и минимальное зна­чения для двух различных вещественных чисел.

4.8. Если целое число М делится нацело на целое число N, то вывести на экран частное от деления, в противном случае вывести сообщение на N нацело не делится"

4.9. Определить, является ли число А делителем чис­ла В?

4.10. Дано целое число. Определить:

а) является ли оно четным;

б) оканчивается ли оно цифрой 7;

в) оканчивается ли оно четной цифрой. Составное условие не использовать.

4.11. Известны год и номер месяца рождения чело­века, а также год и номер месяца сегодняшнего дня (январь — 1 и т.д.). Определить возраст человека (чис­ло полных лет). В случае совпадения указанных меся­цев считать, что прошел полный год.

 

Расчеты и сравнения.

 

4.12. Даны вещественные числа а, b, с (a не равно 0). Вы­яснить, имеет ли уравнение ах2 +bx+c = 0 веще­ственные корни.

4.13. Известны два расстояния: одно в километрах, другое — в футах (1 фут = 0,45 м). Какое из рассто­яний меньше?

4.14. Известны две скорости: одна в километрах в час, другая -- в метрах в секунду. Какая из скоростей больше?

4.15. Даны радиус круга и сторона квадрата. У ка­кой фигуры площадь больше?

4.16. Известны площади круга и квадрата. Определить:

а) уместится ли круг в квадрате;

б) уместится ли квадрат в круге?

4.17. Даны объемы и массы двух тел из разных материалов. Материал какого из тел имеет большую плотность?

4.18. Известны сопротивления двух несоединенных друг с другом участков электрической цепи и напря­жение на каждом из них. По какому участку протека­ет меньший ток?

4.19. Дано двузначное число. Определить:

а) какая из его цифр больше: первая или вторая;

б) одинаковы ли его цифры.

4.20. Дано двузначное число. Определить, равен ли квадрат этого числа учетверенной сумме кубов его цифр. Например, для числа 48 ответ положительный, для числа 52 — отрицательный.

4.21. Дано двузначное число. Определить:

а) является ли сумма его цифр двузначным числом;

б) больше ли числа А сумма его цифр.

4.22. Дано двузначное число. Определить:

а) кратна ли трем сумма его цифр;

б) кратна ли сумма его цифр числу А.

4.23. Имеется стол прямоугольной формы размером а * b и b целые числа, а > b). В каком случае на столе можно разместить большее количество картон­ных прямоугольников с размерами с х d (с и dцелые числа, с > d): при размещении их длинной сто­роной вдоль длинной стороны стола или вдоль корот­кой. Прямоугольники не должны лежать один на дру­гом и не должны свисать со стола.

4.24. Дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом ("перевертышем"), т.е. таким числом, десятичная запись которого читается одинако­во слева направо и справа налево.

4.25. Дано трехзначное число. Определить, какая из его цифр больше:

а) первая или последняя;

б) первая или вторая;

в) вторая или последняя.

4.26. Дано трехзначное число. Определить, равен ли квадрат этого числа сумме кубов его цифр.

4.27. Дано трехзначное число. Определить:

а) является ли сумма его цифр двузначным числом;

б) является ли произведение его цифр трехзначным числом;

в) больше ли числа А произведение его цифр;

г) кратна ли пяти сумма его цифр;

д) кратна ли сумма его цифр числу А.

4.28. Дано трехзначное число.

а) Верно ли, что все его цифры одинаковые?

б) Определить, есть ли среди его цифр одинаковые.

4.29. Дано четырехзначное число. Определить:

a)равна ли сумма двух первых его цифр сумме двух его последних цифр;

б) кратна ли трем сумма его цифр;

в) кратно ли четырем произведение его цифр;

г) кратно ли произведение его цифр числу А.

 

Несколько условных операторов.

 

4.30. Определить, является ли число А делителем числа В? А наоборот?

4.31. Составить программу для вычисления значе­ния функции у(х):

4.32. Составить программу для вычисления значе­ния функции f (х):

 

4.33. Дано натуральное число.

а) Верно ли, что оно заканчивается нечетной цифрой?

б) Верно ли, что оно заканчивается четной цифрой?

В обеих задачах составные условия не использовать.

4.34. Даны два прямоугольника, стороны которых параллельны или перпендикулярны осям координат. Известны координаты левого нижнего угли каждого из них и длины их сторон. Один из прямоугольников назовем первым, другой — вторым. Найти координа­ты левого нижнего и правого верхнего углов мини­мального прямоугольника, содержащего, указанные прямоугольники.

4.35. Даны цифры двух десятичных целых чисел:

трехзначного a3a2a1 и двузначного b2b1 где a1  и b1 — число единиц, а2 и b2 число десятков, a3 число сотен. Получить:

а) цифры, составляющие сумму этих чиcел;

б) цифры, составляющие разность этих чисел.

 

Со сложным условием

 

4.36. Дано вещественное число х. Вычислить f(x), если:

4.37. Дано вещественное число х. Вычислить у(х) если:

4.38. Проверить, принадлежит ли число, «веденное с клавиатуры, интервалу (—5, 3).

4.39. Определить, попадает ли точка с заданными координатами в область I (для простоты принять, что точка не попадает на границу этой области).

 

4.40. Определить, попадет ли с заданными координатами в одну из областей I или II (для просто­ты принять, что абсцисса точки не равна пяти):

4.41. Даны три вещественных числаa, b, c. Проверить:

а) выполняется ли неравенство a<b<c

б) выполняется ли неравенство b > a  > с.

4.42. Определить, является ли число А делителем числа В или, наоборот, число В делителем числа А. От­ветом должны служить сообщения: "Да, одно из чисел является делителем другого”  или «Нет, ни одно из чисел не является делителем другого".

4.43. Определить, верно ли, что при делении нео­трицательного целого числа A на  положительное целое чис­ло b получают остаток, равный одному из заданных чисел c  или d.

4.44. Даны три вещественных числа a, b, с. Опреде­лить, имеется ли среди них хотя бы одна пара равных между собой чисел.

4.45. Определить является ли треугольник со сторо­нами a, b,c  равнобедренным.

4.46. Определить, является ли треугольник со сторо­нами a, b, c равносторонним.

4.47. Известен рост трех человек. Определить, оди­наков ли их рост.

4.48. Год является високосным, если его номер кра­тен 4, однако из кратных 100 високосными являются лишь кратные 400 (например, 1700, 1800 и 1900 — не високосные года, 2000) — високосный). Дано нату­ральное число N. Определить, является ли високосным год с таким номером.

4.49. Даны вещественные положительные числа a,b,c. Выяснить существует ли  треугольник со сторона­ми a, b, c.

4.50. Даны вещественные положительные числа а, b,  с, d. Выяснить, можно ли прямоугольник со сторо­нами а, b уместить внутри прямоугольника со сторо­нами с, d так, чтобы каждая из сторон одного прямо­угольника была параллельна или перпендикулярна каж­дой стороне второго прямоугольника.

4.51. Даны вещественные положительные числа а, b, с, х, у. Выяснить, пройдет ли кирпич с ребрами a, b, c в прямоугольное отверстие со сторонами х и у. Просовывать кирпич в отверстие разрешается только так, чтобы каждое из его ребер было параллельно или перпендикулярно каждой из сторон отверстия.

4.52. Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосхо­дит восьми: первое число — номер вертикали (при счете слева направо), второе — номер горизонтали (при счете снизу вверх). Даны натуральные числа а, b, с, d, каждое из которых не превосходит восьми.

а) на поле (а, b) расположена ладья. Определить, угрожает ли она полю (с, d)

б) на поле (a, b) расположен слон. Определить, угрожает ли он полю (с, d);

в) на поле (a, b) расположен король. Определить. может ли он одним ходом попасть на поле (с, d),

г) на поле (a, b) расположен ферзь. Определить, угрожает ли он полю (с, d);

д) на поле (a, b) расположена белая пешка. Опре­делить, может ли она одним ходом попасть на поле (с, d):

— при обычном ходе;

— когда она "бьет" фигуру или пешку соперника. Белые пешки перемещаются по доске снизу вверх;

е) на поле (a, b) расположена черная пешка. определить, может ли она одним ходом попасть на поле (с, d):

при обычном ходе;

— когда она "бьет" фигуру или пешку соперника. Черные пешки перемещаются по доске сверху вниз;

ж) на поле (a, b) расположен конь. Определить,

угрожает ли он полю (с, d).

Во всех задачах ответ проверить на шахматной дос­ке или на клетчатой бумаге.

4.53. Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосхо­дит восьми: первое число — номер вертикали (при счете слева направо), второе — .номер горизонтали (при счете снизу вверх). Даны натуральные числа а, b, с, d, e, f, каждое из которых не превосходит восьми.

На поле (a, b) расположена белая фигура, на поле (с, d) — черная. Определить, может ли белая  фигура пойти на поле (е, f), не попав при этом под удар черной фигуры.

Рассмотреть следующие варианты сочетаний белой и черной фигур:

а) ладья и ладья;

б) ладья и ферзь;

в) ладья и конь;

г) ладья и слон;

д) ферзь и ферзь;

е) ферзь и ладья;

ж) ферзь и конь;

з) ферзь и слон;

и) конь и конь;

к) конь и ладья;

л) конь и ферзь;

м) конь и слон;

н) слон и слон;

о) слон и ферзь;

п) слон и конь;

р) слон и ладья;

с) король и слон;

т) король и ферзь;

у) король и конь;

ф) король и ладья.

Во всех задачах ответ проверить на шахматной дос­ке или на клетчатой бумаге.

4.54. Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит восьми: первое число — номер вертикали (при счете слева направо), второе — номер горизонтали (при сче­те снизу вверх). Даны натуральные числа а, b, с, d, каж­дое из которых не превосходит восьми. Определить, являются ли поля (a, b) и (с, d) полями одного цвета.

Ответ проверить на шахматной доске или на клет­чатой бумаге.

4.55. В подъезде жилого дома имеется n квартир, пронумерованных подряд, начиная с номера а. Опре­делить. является ли сумма номеров bcех квартир чет­ным числом, формулу суммы членов арифметической прогрессии не использовать.

 

С расчетами.

 

4.56 Дано двузначное число. Определить:

а) входит ли в него цифра 3;

б) входит ли в него цифра А.

4.57. Дано двузначное число. Определить:

а) входят ли в него цифры 4 или 7;

б) входят ли в него цифры 3, 6 или 9.

4.58. Дано трехзначное число. Определить:

а) входит ли в него цифра 6;

б) входит ли в него цифра N.

4.59. Дано трехзначное число. Определить:

а) входят ли в него цифры 4 или 7;

б) входят ли в него цифры 3, 6 или 9.

4.60. Дано четырехзначное число. Определить:

а) входит ли в него цифра 4;

б) входит ли в него цифра В.

4.61. Дано четырехзначное число. определить:

а) входят ли в него цифры 2 или 7;

б) входят ли в него цифры 3, 6 или 9.

4.62. Дано натуральное число п (n<= 9999). Выяс­нить, является ли оно палиндромом ("перевертышем"), с учетом четырех цифр, как, например, числа 7777, 8338. 0330 и т.п. (палиндромом называется число, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево).

4.63. Дано натуральное число n (n<=9999). Выяс­нить, верно ли, что это число содержит ровно три оди­наковые цифры, если оно записано четырьмя цифра­ми, как, например, числа 3363, 4844, 0300 и т.п.

4.64. Дано натуральное число n (n<=9999). Выяс­нить, различны ли все четыре цифры этого числа (если оно записано четырьмя цифрами). Например, в числе 3678 все цифры различны, в числе 0023 — нет.

4.65. Определить, является ли заданное шестизнач­ное число счастливым. (Счастливым называют такое шестизначное число, у которого сумма его первых трех цифр равна сумме его последних трех цифр.)

4.66. Имеются стол прямоугольной формы с разме­рами а* b (a и b — целые числа, а > Ь) и кости домино с размерами c, d, e(c, d, и e целые числа, с > d > е). Найти вариант размещения на столе наи­большего количества костей. Все размещаемые кости должны лежать на одной и той же грани в один ярус без свешивания со стола. Все ребра костей домино должны быть параллельны или перпендикулярны каж­дой стороне стола.

4.67. Даны два прямоугольника, стороны которых параллельны или перпендикулярны осям координат. Известны координаты левого нижнего угла каждого из них и длины их сторон. Один из прямоугольников назовем первым, другой — вторым.

а) Определить, принадлежат ли все точки первого прямоугольника второму.

б) Определить, принадлежат ли все точки одного из прямоугольников другому.

в) Определить, пересекаются ли эти прямоугольники.

 

Два сложных условия.

 

4.68. Работа светофора для пешеходов запрограм­мирована следующим образом: в начале каждого часа в течение трех минут горит зеленый сигнал, затем в течение двух минут — красный, в течение трех ми­нут — опять зеленый и т.д. Дано вещественное чис­ло t, означающее время в минутах, прошедшее с нача­ла очередного часа. Определить, сигнал какого цвета горит для пешеходов в этот момент.

4.69. Дано целое число k (1<=k<=365). Определить, каким будет k-и день года: выходным (суббота и вос­кресенье) или рабочим, если 1 января — понедельник.

4.70. Траектория снаряда, вылетающего из орудия под углом а с начальной скоростью V0  задается урав­нениями:

х == V0*t*cosa;

у = V0*t*sina – gt2/2.

где g= 9,8 м/с2 — ускорение свободного паяния, t — время.

Даны значения а и V0. Определить, поразит ли снаряд цель высотой Р, расположенную в вертикаль­ной плоскости ствола орудия на расстоянии R на высоте H.

 

Неполный.

 

4.71. Дано вещественное число. Вывести на экран его абсолютную величину (условно принимая, что со­ответствующей стандартной функции нет). Полный условный оператор не использовать.

4.72. Даны два вещественных числа. условно при­нимая, что стандартной функции определения абсо­лютной величины числа нет, найти:

а) полусумму абсолютных величин заданных чисел;

б) квадратный корень из произведения абсолютных величин заданных чисел.

4.73. Составить программу, которая уменьшает пер­вое введенное число в два раза. если оно больше второ­го введенного числа по абсолютной величине.

4.74. Даны два числа. Если квадратный корень из второго числа меньше первого числа, то увеличить вто­рое число в пять раз.

4.75 Даны три целых числа. Вывести на  экран те из них, которые являются четными.

4.76. Даны три вещественных числа. Возвести в квад­рат те из них, значения которых неотрицательны.

4.77. Даны три вещественных числа. Вывести на экран:

а) те из них. которые принадлежат интервалу (1,6-3,8)

б) те из них. которые принадлежат интервалу (0,7-5,1).

4.78. Даны четыре вещественных числа. Определить, сколько из них отрицательных.

4.79. Даны четыре целых числа. Определить, сколь­ко из них четных.

4.80. Даны четыре вещественных числа. Найти сум­му тех чисел, которые больше пяти.

4.81. Даны четыре целых числа. Определить сумму тех из них, которые кратны трем.

 4.82. Составить программу для вычисления значе­ния функции у(х):

4.83. Составить программу для вычисления значе­ния функции z(a):

4.84. Дано вещественное число х. Вычислить f(x), если:

4.85. Дано вещественное число у Вычислить f(y), если:

4.86. Для функций, заданных графически, определить значение у при заданном значении х:

4.87 Определить, в какую из областей (I, II или III) попадает точка с заданными координатами (для простоты принять, что абсцисса точки не равна 5 или 1,5):

 

4.88. Определить, в какую из областей (I, II или III) попадает точка с заданными координатами'; (для простоты принять, что ордината точки не равна 5,3 или 2,2):

4.89. В чемпионате по футболу команде за выигрыш дается 3 очка, за проигрыш — 0, за ничью —1. Известно количество очков, полученных командой за игру. Определить словесный результат игры (выигрыш, проигрыш или ничья).

4.90. Даны вещественные числа a, b, c, (a  не равно 0). Выяснить, имеет ли уравнение ax2+bx+c=0 вещественные  корни. Если такие корни имеются, то найти их. В противном случае ответом должно служить сообщение, что вещественных корней нет.

4.91. Даны три различных целых числа. Определить какое из них (первое, второе или третье):

а) самое большое;

б) самое маленькое;

в) является средним (средним назовем ч ясли, i > го-

рое больше наименьшего из данных чи» ел, но

меньше наибольшего).

4.92. Определить максимальное и минимальное значения из трех различных вещественных чисел.

4.93. Составить программу нахождения суммы двух наибольших из трех различных чисел.

4.94. Составить программу нахождения произведения двух наименьших из трех различных чисел.

4.95. Даны две тройки вещественных чисел. В каж­дой тройке все числа различные. Найти среднее ариф­метическое средних чисел каждой тройки (средним назовем такое число в тройке, которое больше наи­меньшего из чисел данной тройки, но меньше наи­большего) .                        ,

4.96. Даны три вещественных числа. Используя толь­ко два неполных условных оператора, определить:

а) максимальное значение заданных чисел;

б) минимальное значение заданных чисел.

4.97. Вывести на экран номер четверти координат­ной плоскости, которой принадлежит точка с коорди­натами (х, у), при условии что х и  у не равны нулю.

4.98. Даны вещественные положительные числа a, b, c. Если существует треугольник со сторонами а, b, с, то определить, является ли он прямоугольным.

4.99. Даны вещественные положительные числа а, b, с. Если существует треугольник со сторонами а, b, с, то:

а) определить его вид (прямоугольный, остроуголь­ный или тупоугольный);

б) определить его вид (прямоугольный, остроуголь­ный или тупоугольный) и особенности (равно­сторонний, равнобедренный, разносторонний).

4.100. Дано целое число n (1<n<99), определяю­щее возраст человека (в годах). Для этого числа напе­чатать фразу "мне п лет", учитывая при этом, что при некоторых значениях п слово "лет" надо заменить на слово "год" или "года".

4.101. Для натурального числа k напечатать фразу "мы нашли k грибов в лесу", согласовав окончание слова "гриб" с числом k.

4.102. Дано натуральное число п (1<п< 9999), опре­деляющее стоимость товара в копейках. Выразить сто­имость в рублях и копейках, например, 3 рубля 21 ко­пейка, 15 рублей 5 копеек, 1 рубль ровно и т.п.

4.103. Дано натуральное число п (1<п< 1188), определяющее возраст человека (в месяцах). Выразить возраст в годах и месяцах, например, 21 год 10 меся­цев, 52 года 1 месяц, 46 лет ровно и т.п.

4.104. Известны год, номер месяца и число дней рождения двух человек (1 — январь и т.п.). Опреде­лить возраст каждого человека (число полных лет). Определить, кто из них старше.

4.105. Известны год, номер месяца и день рожде­ния человека, а также год, номер-месяца и номер те­кущего дня месяца (1 — январь и т.п.). Определить возраст человека (число полных лет).

4.106. Известны год и номер месяца рождения че­ловека, а также год и номер месяца сегодняшнего дня (1 — январь и т.п.). Определить возраст челове­ка (число полных лет и число полных месяцев). При определении числа полных месяцев дни месяца не учитывать, а использовать разность между номерами месяцев. Например, если месяц рождения февраль, а текущий (сегодняшний) месяц май, то число полных месяцев равно трем независимо от дней рождения и сегодняшнего.

4.107. Поезд прибывает на станцию в а часов b минут и отправляется в с часов d минут. Пассажир пришел на платформу в п часов т минут. Будет ли поезд стоять на платформе? Числа а, b, с, d, n, т — целые, 0 < а < 23, 0 < b < 59, 0 <c<23, 0 < d<59, 0<п<23, 0 < т < 59.

4.108. Дата некоторого дня определяется двумя на­туральными числами: m(порядковый номер месяца) и п (число). По заданным п и т определить:

а) дату предыдущего дня (принять, что п и т не определяют 1 января);

б) дату следующего дня (принять, что п и т не определяют 31 декабря).

В обеих задачах принять также, что год не является високосным.

4.109. Дата некоторого дня определяется тремя натуральными числами: g(год), т (порядковый но­мер месяца) и п (число). По заданным g, п и т оп­ределить:

а) дату предыдущего дня;

б) дату следующего дня.

В обеих задачах рассмотреть 2 случая:

1) заданный год не является високосным;

2) заданный год может быть високосным (см. за­дачу 4.48).

4.110. Работа свстофора для водителей запрограмми­рована следующим образом: в начале каждого часа в течение трех минут горит зеленый сигнал, затем в тече­ние одной минуты — желтый, в течение двух минут — красный, в течение трех минут — опять зеленый и т.д. Дано вещественное число t, означающее время в мину­тах, прошедшее с начала очередного часа. Определить, сигнал какого цвета горит для водителей в этот момент.

4.111. Дано целое число k (1 < k < 365). Опре­делить, каким будет k-и день года: субботой, вос­кресеньем или рабочим днем, если 1 января — по­недельник.

4.112. Даны целое число k (1 < k <180) и после­довательность цифр 10111213...9899, в которой выписаны подряд все двузначные числа. Определить k-ю цифру.

4.113 Дача последовательность цифр, представляю­щая собой записанные подряд ноль и 20 первых нату­ральных чисел. Найти цифру с номером п в этой пос­ледовательности (1<n<32).

4.114. Даны целое число k (1< k<252) и последо­вательность цифр 505152...9899100101...149150, в ко­торой выписаны подряд все натуральные числа от 50 до 150. Определить k-ю цифру.

4.115. Даны целое число k (1<k<222) и после­довательность цифр 123...91011...9899100101...109110, в которой выписаны подряд все натуральные числа от

1 до 110. Определить k-ю цифру.

4.116. Соcтавить программу, которая в зависимости от порядкового номера дня недели (1, 2, ..., 7) выво­дит на экран его название (понедельник, вторник. .... воскресенье).

4.117. Составить программу, которая в зависимос­ти от порядкового номера месяца (1,2,...,12) выво­дит на экран его название (январь, февраль, ..., де­кабрь) .

4.118 Cоставить программу, которая в зависим ости от порядкового номера месяца (1, 2. ...,12) выводит на экран количество дней в этом месяце. Рассмотреть 2 случая:

1) год не является високосным (см. задачу 4.48);

2) год високосный(информация об этом вводится с клавиатуры).

4.119 Мастям игральных карт условно присвоены следующие порядковые номера: масти "пики" — 1, масти "трефы" — 2, масти "бубны" — 3, масти "чер­вы" — 4. По заданному номеру масти n (0<n<5) определить название соответствующей масти.

4.120. Игральным картам условно присвоены следу­ющие порядковые номера в зависимости от их досто­инства: "валету" — 11, "даме" — 12, "королю" — 13, "тузу" — 14. Порядковые номера остальных карт со­ответствую. их названиям ("шестерка", "девятка" и т.п.). По заданному номеру карты k (5<k<15) определить достоинство соответствующей карты.

4.121. Mастям игральных карт условно присвоены сле­дующие порядковые номера: масти "пики" — 1, масти "трефы" — 2, масти "бубны" — 3, масти "червы" — 4, а достоинству карт: "валету" — 11, "даме" — 12, "королю" — 13, "тузу" — 14 (порядковые номера карт остальных достоинств соответствуют их названи­ям: "шестерка", "девятка" и т.п.). По заданным но­меру масти т (0<т<4) и номеру достоинства кар­ты (6<k<114) определить полное название (масть и достоинство) соответствующей карты в виде: дама пик", "шестерка бубен" — и т.п.

4.122. Дано целое число k (0<k<366). Определить, каким днем недели (понедельником, вторником, ..., субботой или воскресеньем) является k-и день невисокостного года, в котором 1 января — понедельник.

4.123. С начала 1990 года по некоторый день про­шло п месяцев и 2 дня (п > 1). Определить название месяца (январь, февраль и т.п.) этого дня.

4.124. Присвоить целочисленной величине х значение 1,2, ... 11 или 12 в зависимости от того, каким месяцем (январем, февралем и т.п.) является месяц этого дня (см. задачу 4.123). Например, при п = 3 соответствующий месяц — март.

4.125. Дата некоторого дня определяется двумя на­туральными числами: т (порядковый номер месяца) и n (число). По заданным п и т определить:

а) дату предыдущего дня (принять, что п и т не определяют 1 января);

б) дату следующего дня (принять, что п и m не определяют 31 декабря).

В обеих задачах принять также, что год не является високосным.

4.126. Дата некоторого дня определяется тремя натуральными числами: g (год), т (порядковый но­мер месяца) и п (число). По заданным g, п и т определить:

а) дату предыдущего дня;

б) дату следующего дня.

В обеих задачах рассмотреть два случая:

1) заданный год не является високосным;

2) заданный год может быть високосным (см. задачу 4.48).

4.127. В старояпонском календаре был принят 60-летний цикл, состоящий из пяти 12-летних подциклов. Подциклы обозначались названиями цветов: зеле­ный, красный, желтый, белый и черный. Внутри каждо­го подцикла годы носили названия животных: крыса, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезья­на, курица, собака и свинья. Например, 1984 год — год начала очередного цикла — назывался Годом Зеленой Крысы.

Составить программу, которая по заданному номе­ру года нашей эры п печатает его название по старояпонскому календарю. Рассмотреть два случая:

а) значение n>1984;

б) значение п может быть любым натуральным числом.