9.1. Составить программу:

а) которая запрашивает имя человека и повторяет его на экране;

б) которая запрашивает имя человека и повторяет его на экране с приветствием;

в) которая запрашивает название футбольной команды и повторяет его на экране со словами: "Это чемпион!".

9.2. Дано название футбольного клуба. Определить количество символов в нем.

9.3. Дано название города. Определить, четно или нет количество символов в нем.

9.4. Даны две фамилии. Определить, какая из них длиннее.

 

Символы в слове

 

9.5. Дано слово. Вывести на экран его третий символ.

9.6. Дано слово. Вывести на экран его последний символ.

9.7. Дано слово. Вывести на экран его k символ.

9.8. Дано слово. Определить, одинаковы ли второй и четвертый символы в нем.

9.9. Дано слово. Верно ли, что оно начинается и окан­чивается на одну и ту же букву?

9.10. Даны два слова. Верно ли, что первое слово начинается на ту же букву, которой оканчивается вто­рое слово?

 

Склейка.

 

9.11. Дано слово. Получить и вывести на экран буквосочетание, состоящее из его второго и четвертого сим­волов.

9.12. Дано слово. Получить и вывести на экран буквосочетание, состоящее из его третьего и последнего символов.

9.13. Составить программу, которая запрашивает отдельно имя и отдельно фамилию, а затем выводит их как одну символьную строку.

 

Вырезка

 

9.14. Дано слово. Получить его часть, образованную второй, третьей и четвертой буквами.

9.15. Дано слово, состоящее из четного числа букв. Вывести на экран его первую половину, не используя оператор цикла.

9.16. Дано слово. Получить его часть, образованную идущими подряд буквами, начиная с »г-й и кончая и-й.

9.17. Из слова "яблоко" путем вырезок его букв по­лучить слова "блок" и "око".

9.18. Из слова "информатика" путем вырезок его букв получить слова "форма" и "тик".

 

Вырезка и склейка.

 

9.19. Из слова "вертикаль" путем вырезок и склеек его букв получить слова "тир" и "ветка".

9.20. Из слова "программа" путем вырезок и склеек его букв получить слова "ром" и "рампа".

9.21. Из слова "трос" путем вырезок и склеек его букв получить слова "сорт", "рост" и "торс".

9.22. Из слова "клоун" путем вырезок и склеек его букв получить слова "уклон", "кулон" и "колун".

9.23. Из слова "апельсин" путем вырезок и склеек его букв получить слово "спаниель".

9.24 Из слова "вирус" путем замены его букв полу­чить слово "фокус".

9.25. Из слова "курсор" путем замены его буки по­лучить слово "танцор".

9.26. Из слова "пробел" путем замены его букв по­лучить слово "продел".

9.27. Из слова "строка" путем замены его букв по­лучить слово "строфа".

9.28. Из слона "муха" путем замены его букв полу­чить слово "слон".

9.29. Из слова "тетрадь" путем замены его букв по­лучить слово "дневник".

9.30. Дано слово из четного числа букв. Поменять местами ее половины. Задачу решить двумя способами:

1) без использования оператора цикла;

2) с использованием оператора цикла.

9.31. Дано слово из 12 букв. Поменять местами его трети следующим образом:

а) первую треть слова разместить на месте третьей, вторую треть — на месте первой, третью треть — на месте второй;

б) первую треть слова разместить на месте второй, вторую треть — на месте третьей, третью треть — на месте первой.

9.32. Дано слово. Переставить первые три и послед­ние три буквы, сохранив порядок их следования. Зада­чу решить двумя способами:

1) без использования оператора цикла;

2) с использованием оператора цикла.

9.33. Дано слово. Перенести первые k его букв в конец.

 

Все символы.

 

9.34. Дано название футбольного клуба. Напечатать его на экран столбиком.

9.35. Составить программу, которая печатает задан­ное слово, начиная с последней буквы.

9.36. Дано слово s1. Получить слово s2, образован­ное нечетными буквами слова s1.

9.37. Дано слово s. Получить слово t, получаемое пу­тем прочтения слова s, начиная с его конца.

9.38. Получить строку, состоящую из пяти звездо­чек, т.е. символов "*".

9.39. Получить строку, состоящую из восьми симво­лов "-".

9.40. Составить программу, формирующую строку, состоящую из любого заданного количества любых оди­наковых символов.

9.41. Дано слово. Добавить к нему в начале 4 симво­ла "+" и в конце — 5 символов "—".

9.42. Дано слово. Добавить к нему в начале и в кон­це столько звездочек, сколько букв в этом слове.

 

С условием в цикле.

Вывод.

 

9.43. Дано предложение. Напечатать все его буквы "и".

9.44. Дано предложение. Составить программу, ко­торая печатает столбиком все вхождения в предложе­ние некоторого символа.

9.45. Дано предложение. Вывести столбиком его тре­тий, шестой и т.д. символы.

 

Сложное условие

 

9.46. Дано предложение. Вывести все буквы "м" и "н" в нем.

9.47. Дано предложение. Составить программу, ко­торая выводит все вхождения в предложение двух за­данных символов.

9.48. Дано предложение. Вывести все имеющиеся в нем буквосочетания "нн".

9.49. Дано предложение. Вывести столбиком все его буквы "и", стоящие hа  четных местах.

9.50. Дано предложение. Вывести столбиком его пер­вый, второй, пятый, шестой, девятый, десятый и т.д. символы.

 

Количество.

 

9.51. Дано предложение. Определить число букв "о" в нем.

9.52. Дано предложение. Определить число пробелов в нем

9.53. Дано предложение. Определить число вхожде­ний в него некоторого символа.

9.54. Дано предложение. Определить долю (в %) букв "а" в нем.

9.55. Дан текст. Сколько раз в нем встречается сим­вол "+" и сколько раз символ "*"?

9.56. Дано предложение. Определить, сколько в нем одинаковых соседних букв.

9.57. Дано предложение. Определить:

а) число вхождении в него буквосочетания "ро";

б) число вхождений в него некоторого буквосочета­ния из двух букв;

в) число вхождений в него некоторого буквосочетания.

9.58. Дано предложение. В нем слова разделены од­ним пробелом (начальные и конечные пробелы и символ "—" в предложении отсутствуют). Определить ко­личество слов в предложении.

9.59. Дано предложение. В нем слова разделены од­ним или несколькими пробелами (символ " — " в пред­ложении отсутствует). Определить количество слов в предложении. Рассмотреть два случая:

1) начальные и конечные пробелы в предложении отсутствуют;

2) начальные и конечные пробелы в предложении имеются.

9.60. Дан текст. Подсчитать общее число вхождений в него символов "+" и "—".

9.61. Дана фраза. Определить, сколько в ней предло­жений.

9.62. Дано предложение. Определить, сколько в нем гласных букв.

9.63. Дано предложение. Все буквы "е" в нем заме­нить на букву "и".

9.64. Дано предложение. Все пробелы в нем заменить на символ "-"

9.65. Дано предложение. Все его символы, стоящие на четных местах, заменить на букву "ы".

9.66. Дано предложение. Все его символы, стоящие на третьем, шестом, девятом и т.д. местах, заменить на букву "А".

9.67. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания "ах" на "ух" .

9.68. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания "да" на "не".

9.69. Дано предложение. Заменить в нем все вхож­дения буквосочетания "про" на "нет".

9.70. Дано предложение. Заменить в нем все вхож­дения буквосочетания "бит" на "рог".

9.71. Дано предложение. Заменить в нем все вхож­дения подстроки Strl на подстроку Str2.

 

Длина последовательности.

 

9.72. Дано предложение. Найти наибольшее количе­ство идущих подряд пробелов.

9.73. Дан текст. Найти наибольшее количество иду­щих подряд одинаковых символов.

 

Цифры.

 

9.74. Дан символ. Выяснить, является ли он цифрой.

9.75. Дан текст. Напечатать все имеющиеся в нем цифры.

9.76. Дан текст. Определить количество цифр в нем.

9.77. Дан текст, в котором имеются цифры.

а) Найти их сумму.

б) Найти максимальную цифру.

9.78. Дан текст, в начале которого имеются про­белы и в котором имеются цифры. Найти порядко­вый номер максимальной цифры, считая, что первый номер имеет первый непробел. Если максимальных цифр несколько, то должен быть найден номер пер­вой из них.

9.79. Дан текст. Определить, является ли он пра­вильной десятичной записью целого числа.

9.80. Дан текст, представляющий собой десятич­ную запись целого числа. Вычислить сумму цифр этого числа,

9.81. Дан текст, имеющий вид:

d1+d2+d3+…+dn

где di цифры (n > 1), Вычислить записанную в текс­те сумму.

9.82. Дан текст, имеющий вид:

d1-d2+d3-…

 где di цифры (n > 1). Вычислить записанную в текс­те алгебраическую сумму.

9.84. Дан текст. Найти наибольшее количество иду­щих подряд цифр.

9.85. Дан текст, в котором имеется несколько иду­щих подряд цифр. Получить число, образованное эти­ми цифрами.

9.86. Дан текст. Найти сумму всех имеющихся в нем чисел.

9.87. Дан текст. Найти максимальное из имеющих­ся в нем чисел.

 

С условным оператором в цикле и после него.

 

9.88. Дано предложение. Определить, каких букв в нем больше: "м" или "н".

9.89. Дано предложение. В нем слова разделены одним пробелом (символ "—" в предложении отсутствует). Вер­но ли, что число слов в предложении больше трех?

9.90. Дано предложение, в котором имеются буквы "с" и "т". Определить, какая из них встречается позже (при просмотре слова слева направо). Если таких букв несколько, то должны учитываться последние из них. Оператор цикла с условием не использовать.

9.91. Дан текст. Верно ли, что в нем есть пять идущих подряд одинаковых символов?

 

Цикл с условием.

 

9.92. Дано предложение. Напечатать все его симво­лы, предшествующие первой запятой. Рассмотреть два случая:

1) известно, что в предложении запятые имеются;

2) в предложении запятых может не быть.

9.93. Дано предложение, в котором имеется несколь­ко букв "е". Найти:

а) порядковый номер первой из них;

б) порядковый номер последней из них.

9.94. Дано предложение. Определить, есть ли в нем буква "а". В случае положительного ответа найти так­же порядковый номер первой из них.

9.95. Дано слово. Проверить, является ли оно пере­вертышем (перевертышем называется слово, читаемое одинаково как с начала, так и с конца).

9.96. Дан текст. Определить количество букв "и" в первом предложении. Рассмотреть два случая:

1) известно, что буквы "и" в этом предложении есть;

2) букв "и" в тексте может не быть.

9.97. Дана последовательность символов, в начале ко­торой имеется некоторое количество одинаковых симво­лов. Определить это количество. Рассмотреть два случая:

1) известно, что не все символы последовательности одинаковые;

2) все символы последовательности могут быть оди­наковыми.

9.98. Даны два слова. Определить, сколько началь­ных букв первого слова совпадает с начальными бук­вами второго слова. Рассмотреть два случая:

1) известно, что слова разные;

2) слова могут быть одинаковыми.

9.99. Дано предложение, в котором нет символа "—". Определить количество букв "о" в первом слове. Учесть, что в начале предложения могут быть пробелы.

9.100. Дано предложение. Определить количество букв "н", предшествующих первой запятой предложе­ния. Рассмотреть два случая:

1) известно, что запятые в предложении есть;

2) запятых в предложении может не быть.

 

Сложное условие.

 

9.101. Дано предложение. Определить порядковые номера первой пары одинаковых "соседних" симво­лов. Если таких символов нет, то должно быть напеча­тано соответствующее сообщение.

9.102. Дано предложение. Определить, есть ли в нем сочетания "чу" или "щу". В случае положительного ответа найти также порядковый номер первой буквы первого из них.

9.103. Дана последовательность слов. Проверить, правильно ли в ней записаны сочетания "жи" и "ши".

9.104. Дана последовательность слов. Проверить, правильно ли в ней записаны сочетания "ча" и "ща". Исправить ошибки.

9.105. Дано предложение. Напечатать все символы, расположенные между первой и второй запятой. Если второй запятой нет, то должны быть напечатаны все символы, расположенные после единственной имею­щейся запятой.

9.106. Дано предложение, в котором имеются одна буква "с" и одна буква "т". Определить, какая из них встречается раньше (при просмотре слова слепа направо).

 

Обмены и вставки.

Обмены.

 

9.107. Символьной строке s по ошибке вместо "опе­чатка" присвоено значение "очепатка". Изменить зна­чение s так, чтобы ошибки не было.

9.108. Дано слово. Поменять местами его вторую и пятую буквы.

9.109. Дано слово. Поменять местами его третью и последнюю буквы.

9.110. Дано слово. Поменять местами его т-ю и п-ю буквы.

9.111. Дано слово из четного числа букв. Поменять местами первую букву со второй, третью — с четвер­той и т.д.

9.112. Дано слово из четного числа букв. Поменять местами его половины следующим способом: первую букву поменять с последней, вторую — с предпослед­ней и т.д.

9.113. Дано слово из 12 букв. Переставить в обрат­ном порядке буквы, расположенные между второй и десятой буквами (т.е. с третьей по девятую).

9.114. Дано слово из 15 букв. Переставить в обрат­ном порядке буквы, расположенные между k-й и s-й буквами (т.е. с (,k+ 1)-й по (s - 1)-ю). Значения k и s вводятся с клавиатуры, k < s.

9.115, Дано слово. Поменять местами первую из букв "а" и последнюю из букв "о". Учесть возмож­ность того, что таких букв в слове может не быть.

 

Удаление и вставка.

Удаление.

 

В задачах 9.116—9.125 под удалением символа из символьной строки следует понимать:

1) исключение этого символа из строки путем сме­щения всех следующих за ним символов влево на одну позицию;

2) присваивание последнему символу исходной стро­ки значения "_".

9.116. Устранить имеющуюся в заданном слове ошибку:

а) дано слово "глинянный";

б) дано слово "граффика".

9.117. Дано слово:

а) удалить из него третью букву;

б) удалить из него k-ю букву.

9.118. Дано слово:

а) Удалить из него первую из букв "о", если такая буква есть.

б) Удалить из него последнюю из букв "т", если такая буква есть.

9.119. Дано слово. Если его длина нечетная, то уда­лить среднюю букву, в противном случае — две сред­них буквы.

9.120. Дано предложение. Удалить из него все сим­волы с n1-го по n2-й (nl<n2).

9.121. Дано предложение. Удалить из него все буквы "с".

9.122. Дано слово. Удалить из него все повторяющи­еся буквы, оставив их первые вхождения, то есть в сло­ве должны остаться только различные буквы.

 

Сложные условия

 

9.123. Дано предложение. Удалить из него все бук­вы "о", стоящие на нечетных местах.

9.124. Проверить, является ли перевертышем (см. задачу 9.95) следующая символьная строка после уда­ления из нее всех пробелов:

а) "АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА";

б) "А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА" . Во всех задачах последние символы "_", полученные после удаления пробелов, не учитывать.

9.125. Проверить, является ли некоторая сим­вольная строка перевертышем (см. задачу 9.95) после удаления из нее всех пробелов. Последние символы "_", полученные после удаления пробелов, не учитывать.

 

Вставка

 

В задачах 9.126—9.132 под вставкой символа s в сим­вольную строку после k-го символа следует понимать:

1) смещение всех символов, начиная с (k+1)-го, вправо на одну позицию;

2) присваивание (k+1)-му символу строки значе­ния s.

9.126. Дано слово "стекляный_". Исправить ошиб­ку в нем.

9.127. Дана фраза "ценая вещь_". Исправить ошиб­ку в ней.

9.128. Дано слово, оканчивающееся символом "_". Вставить букву "т" после k буквы.

9.129. Дано слово, оканчивающееся символом "_". Составить программу, которая вставляет некоторую заданную букву после буквы с заданным номером.

9.130. Дано слово, оканчивающееся символом "_". Вставить заданную букву после первой буквы "и".

9.131. Дано предложение, оканчивающееся симво­лом "_". Вставить заданную букву перед последней буквой "и".

9.132. Путем вставок и удаления символов испра­вить ошибки:

а) в слове "прроцесор";

б) во фразе "теекстовыйфайл";

в) во фразе "програма и аллгоритм";

г) во фразе "процесор и паммять".

 

Вставки с перестановкой

 

9.133. Дано ошибочно написанное слово "рпроцессо". Путем перемещения его букв получить слово "про­цессор".

9.134. Дано слово. Переставить его первую букву на место последней. При этом вторую, третью, ..., послед­нюю буквы сдвинуть влево на одну позицию.

9.135. Дано ошибочно написанное слово "иинформаця". Путем перемещения его букв получить слово "информация".

9.136. Дано слово. Переставить его первую букву на место k-й. При этом вторую, третью, ..., k-ю буквы сдвинуть влево на одну позицию.

9.137. Дано ошибочно написанное слово "алигортм". Путем перемещения его букв получить слово "алго­ритм".

9.138. Дано слово. Переставить его s-ю букву на место k-й (s < k). При этом (s + 1 )-ю, {s+ 2)-ю, .... k буквы сдвинуть влево на одну позицию.

9.139. Дано ошибочно написанное слово "роцессорп". Путем перемещения его букв получить слово "процессор".

9.140. Дано слово. Переставить его последнюю бук­ву на место первой. При этом первую, вторую, .... пред­последнюю буквы сдвинуть вправо на одну позицию.

9.141. Дано ошибочно написанное слово "ИТЕРНЕТН". Путем перемещения его букв получить слово "ИНТЕРНЕТ".

9.142. Дано слово. Переставить его последнюю бук­ву на место k-й. При этом k-ю, (k+1)-ю,..., предпоследнюю буквы сдвинуть вправо на одну позицию.

9.143. Дано ошибочно написанное слово "килбайот". Путем перемещения его букв получить слово "килобайт".

'Л 144. Дано слово. Переставить его s букву на место k (s > k). При этом k-ю, (,k + 1)-ю, .... (,s - 1)-ю буквы сдвинуть вправо на одну позицию.

9.145. Дано слово из 12 букв. Переставить его буквы следующим способом: первая, двенадцатая, вторая, одиннадцатая, .... пятая, восьмая, шестая, седьмая.

 

Разное.

9.146. Дано слово. Определить, сколько различных букв в нем.

9.147. В слове имеются только две одинаковых бук­вы. Найти их.

9.148. Даны два слова, Для каждой буквы первого слова (в том числе для повторяющихся в этом слоне букв) определить, входит ли она во второе слово. На­пример, если заданные слова "информация" и "про­цессор", то для букв первого из них ответом должно быть: "нет нет нет да да нет нет да нет нет".

9.149. Даны два слова. Для каждой буквы первого слова определить, входит ли она во второе слово. По­вторяющиеся буквы первого слова не рассматривать. hапример, если заданные слова "процессор" и "ин­формация", то для букв первого из них ответом долж­но бить: "нет да да да нет нет".

9.150. Даны два слова. Напечатать только те буквы слов, которые есть только в одном из них (в том чис­ле повторяющиеся). Например, если заданные слова "процессор" и "информация", то ответом должно быть:

"и е с с и ф м а и я".

9.151. Даны два слова. Напечатать только те буквы слов, которые встречаются в обоих словах только один раз. Например, если заданные слова "процессор" и "информация", то ответом должно быть: "п е ф м а я",

9.152. Даны два слова. Определить, можно ли из букв первого из них получить второе. Рассмотреть два варианта:

1) повторяющиеся буквы второго слова могут в пер­вом слове не повторяться;

2) каждая буква второго слова должна входить в первое слово столько же раз, сколько и во второе.

9.153. Даны три слова. Напечатать только те буквы слов, которые есть только в одном из слов. Рассмотреть два варианта:

1) повторяющиеся буквы каждого слова рассматри­ваются;

2) повторяющиеся буквы каждого слова не рассмат­риваются.

9.154. Даны три слова. Напечатать их общие бук­вы. Повторяющиеся буквы каждого слова не рассмат­ривать.

9.155. Даны три слова. Напечатать неповторяющие­ся в них буквы.

В задачах 9.156—9.175 принять, что:

1) в рассматриваемом предложении нет начальных и конечных пробелов и символов "-";

2) количество слов в предложении не превышает 10.

9.156. Дано предложение из 10 слов. Заполнить ими массив из 10 элементов.

9.157. Дано предложение. Напечатать его в обратном порядке слов, например, предложение "мама мыла раму" должно быть напечатано в виде "раму мыла мама".

9.158. Дано предложение. Поменять местами его первое и последнее слова.

9.159. Дано предложение. Напечатать все его слова, отличные от слова "привет",

9.160. Дано предложение. Определить:

а) количество слов, начинающихся с буквы "н";

б) количество слов, оканчивающихся буквой "т".

9.161. Дано предложение. Вывести на экран:

а) его слова, начинающиеся и оканчивающиеся на одну и ту же букву;

б) его слова, которые содержат ровно три буквы "е";

в) его слова, которые содержат хотя бы одну букву "о".

9.162. Дано предложение. Найти какое-нибудь его слово, начинающееся на букву "к".

9.163. Дано предложение. Найти длину его самого короткого слова.

9.164. Дано предложение. Напечатать его самое длин­ное слово (принять, что такое слово — единственное).

9.165. Дано предложение. Верно ли, что его самое длинное слово имеет больше 10 символов?

9.166. Дано предложение. Напечатать все его слова в порядке неубывания их длин.

9.167. Дано предложение. Напечатать все слова, ко­торые встречаются в нем по одному разу.

9.168. Дано предложение. Напечатать все его раз­личные слова.

9.169. Дано предложение. В нем только два слова одинаковые. Найти эти слова.

9.170. Дано предложение. Напечатать все его слова, предварительно преобразовав каждое из них по следу­ющему правилу:

а) заменить первую встреченную букву "а" на "о";

б) удалить из слова все вхождения последней буквы (кроме нее самой);

в) оставить в слове только первые вхождения каж­дой буквы;

г) в самом длинном слове удалить среднюю (сред­ние) буквы. Принять, что такое слово — единственное.

9.171. Дана последовательность слов. Напечатать те слова последовательности, которые отличны от первого слова и удовлетворяют следующему свойству:

а) в слове нет повторяющихся букв;

б) слово симметрично.

9.172. Даны два предложения. Для каждого слова первого предложения (в том числе для повторяющих­ся в этом предложении слов) определить, входит ли оно во второе предложение.

9.173. Даны два предложения. Для каждого слова первого предложения определить, входит ли оно во вто­рое предложение. Повторяющиеся слова первого пред­ложения не рассматривать.

9.174. Даны два предложения. Напечатать слова, которые есть только в одном из них (в том числе по­вторяющиеся).

9.175. Даны два предложения. Напечатать слова, кото­рые встречаются в двух предложениях только один раз.

9.176. Дан текст. Проверить, правильно ли в нем рас­ставлены круглые скобки (то есть находится ли справа от каждой открывающей скобки соответствующая ей зак­рывающая скобка, а слева от каждой закрывающей — соответствующая ей открывающая). Предполагается, что внутри каждой пары скобок нет других скобок.

а) Ответом должны служить слова "да" или "нет".

б) В случае "неправильности" расстановки скобок:

— если имеются лишние правые (закрывающие) скобки, то выдать сообщение с указанием позиции пер­вой такой скобки;

— если имеются лишние левые (открывающие) скоб­ки, то выдать сообщение с указанием количества таких скобок.

Если скобки расставлены правильно, то сообщить об этом.

9.177. Строка содержит арифметическое выражение, в котором используются круглые скобки, в том числе вложенные. Проверить, правильно ли в нем расставле­ны скобки.

а) Ответом должны служить слова "да" или "нет".

б) В случае "неправильности" расстановки скобок:

— если имеются лишние правые (закрывающие) скобки, то выдать сообщение с указанием позиции пер­вой такой скобки;

— если имеются лишние левые (открывающие) скоб­ки, то выдать сообщение с указанием количества таких скобок.

Если скобки расставлены правильно, то сообщить об этом.

9.178. Дана строка текста, в котором нет началь­ных и конечных пробелов. Необходимо изменить ее так, чтобы длина строки стала равна заданной длине (предполагается, что требуемая длина не меньше ис­ходной). Это следует сделать путем вставки между словами дополнительных пробелов. Количество про­белов между отдельными словами должно отличаться не более чем на 1.

9.179. Дано натуральное число n (n<= 1000). Напе­чатать это число русскими словами (тринадцать, сто пять, двести сорок один, тысяча и т.д.).