6.1. Имеется фрагмент программы в виде операто­ра цикла с параметром, обеспечивающий вывод на экран "столбиком" всех целых чисел от 10 до 30. Оформить этот фрагмент в виде:

а) оператора цикла с предусловием;

б) оператора цикла с постусловием.

6.2. Имеется фрагмент программы в виде оператора цикла с параметром, обеспечивающий вывод на экран "столбиком" квадратных корней из всех целых чисел от А до В (А > В). Оформить этот фрагмент в виде:

а) оператора цикла с предусловием;

б) оператора цикла с постусловием.

6.3. Дано натуральное число. Определить:

а) количество цифр в нем;

б) сумму его цифр;

в) произведение его цифр;

г) среднее арифметическое его цифр;

д) сумму квадратов его цифр;

е) сумму кубов его цифр;

ж) его первую цифру;

з) сумму его первой и последней цифр.

6.4. Даны целые числа а,b (а > b). Определить:

а) результат целочисленного деления а на b, не ис­пользуя стандартную операцию целочисленного деления;

б) остаток от деления a на b, не используя стандарт­ную операцию вычисления остатка.

6.5. Известны оценки по информатике каждого из 20 учеников класса. В начале списка перечислены все пятерки, затем все остальные оценки. Сколько учени­ков имеют по информатике оценку "5"? Условный оператор не использовать. Рассмотреть два случая:

1) в котором известно, что пятерки не у всех учени­ков класса;

2) в котором допускается, что пятерки могут иметь все ученики класса.

6.6. Известны сведения о количестве осадков, вы­павших за каждый день мая. Первого мая осадков не было. Определить, в течение какого количества первых дней месяца непрерывно, начиная с первого мая, осад­ков не было. Условный оператор не использовать. Рас­смотреть 2 случая:

1) в котором известно, что в какие-то дни мая осадки выпадали;

2) в котором допускается, что осадков могло не быть ни в какой из дней мая.

6.7. Напечатать минимальное число, большее 200, которое нацело делится на 17.

6.8. Найти максимальное из натуральных чисел, не превышай чих 5000, которое нацело делится на 39.

6.9. Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вло­жив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада уве­личивается на 2% от имеющейся суммы. Определить:

а) за какой месяц величина ежемесячного увеличе­ния вклада превысит 30 руб.;

б) через сколько месяцев размер вклада превысит 1200 руб.

6.10. Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличи­вал длину пробега на 10% от пробега предыдущего дня. Определить:

а) в какой день он пробежит больше 20 км;

б) в какой день суммарный пробег за все дни пре­высит 100 км.

6.11. В некотором году (назовем его условно пер­вым) на участке в 100 гектаров средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность — на 2%. Определить:

а) в каком году урожайность превысит 22 центнера с гектара;

б) в каком году площадь участка станет больше 120 гектаров;

в) в каком году общий урожай, собранный за все время, начиная с первого года, превысит 800 цент­неров.

6.12  Найти наибольший общий делитель двух задан­ных . натуральных чисел, используя алгоритм Евклида.

6.13. Найти наименьшее общее кратное двух задан­ных натуральных чисел.

6.14. Даны натуральные числа а и b, обозначающие соответственно числитель и знаменатель дроби. Сокра­тить дробь, т.е. найти такие натуральные числа р и q, не имеющие общих делителей, что p/q == а/b.

6.15. Даны натуральные числа  т и n. Получить все кратные им числа, и превышающие тn. Условный оператор не использовать.

6.16. В некоторой стране используются денежные купюры достоинством в 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64. Дано натуральное число п. Как наименьшим количеством таких денежных купюр можно выплатить сумму п (указать количество каждой из используемых для вып­латы купюр)? Предполагается, что имеется достаточ­но большое количество купюр всех достоинств.

6.17. Дано натуральное число (пусть запись этого числа в десятичной системе имеет вид ak, ak-1,…,a0. Найти:

а) знакочередующуюся сумму цифр этого числа a0-a1+…+(-1)kak;

б) знакочередующуюся сумму цифр этого числа ak-ak-1+…+(-1)ka0.

В обеих задачах условный оператор и операцию воз­ведение в степень не использовать.

6.18. Дано натуральное число.

а) Получить число, получаемое при прочтении его цифр справа налево.

б) Приписать по двойке в, начало и конец записи этого числа.

в) Удалить из него все цифры А.

г) Переставить его первую и последние цифры.

д) Приписать к нему такое же число.

 

Составное условие.

 

6.19. Дано натуральное число. Определить номер цифры 3 в нем, считая от конца числа. Если такой цифры нет, ответом должно быть число 0, если  таких цифр в числе несколько — должен быть определен номер самой правой из них.

6.20. Дано натуральное число. Определить сумму т его последних цифр.

6.21. Дано натуральное число. Найти его наимень­ший делитель, отличный от 1.

6.22. Дан прямоугольник с размерами 425 х 131. От него отрезают квадраты со стороной 131, пока это возможно. Затем от оставшегося прямоугольника вновь отрезают квадраты со стороной, равной 425 — 131 • 3 == 32, и т.д. На какие квадраты и в каком их количестве будет разрезан исходный прямоугольник?

6.23. Дан прямоугольник с размерами a*b. От него отрезают квадраты максимального размера, пока это возможно. Затем от оставшегося прямоугольника вновь отрезают квадраты максимально возможного размера и т.д. На какие квадраты и в каком их коли­честве будет разрезан исходный прямоугольник?

6.24. Найти приближенное значение корня уравне­ния f(х) = 0 на отрезке [а,b];

а) x4+2x3-x-1=0, a=0, b=1;

б) x3-0,2x2-0,2x-1,2=0, a=1, b=1,5.

6.25. Даны последовательность вещественных чисел a1, a2,…,a15, упорядоченная по возрастанию, и число, не равное ни одному из чисел последовательности и такое, что а1< n < а15.

а) Вывести все числа последовательности, меньшие n.

 б) Найти два элемента последовательности (их по­рядковые номера и значение), в интервале между ко­торыми находится значение n.

В обеих задачах условный оператор не использовать.

6.26. Известны данные о росте 15 юношей класса, упорядоченные по убыванию. Нет ни одной пары уче­ников одинакового роста. В начале учебного года в класс поступил новый ученик. Какое место в перечне ростов займет рост этого ученика? Известно, что его рост не совпадает с ростом ни одного из учеников класса, пре­вышает рост самого низкого ученика и меньше роста самого высокого. условный оператор не использовать.

6.27. Известно количество очков, набранных каж­дой из 20 команд—участниц первенства по футболу. Перечень очков дан в порядке убывания (ни одна пара команд не набрала одинакового количества очков). Определить, какое место заняла команда, набравшая N очков (естественно, что значение N имеется в пе­речне). условный оператор не использовать.

6.28. Дана непустая последовательность целых чи­сел, оканчивающаяся нулем. Найти:

а) сумму всех чисел последовательности;

б) количество всех чисел последовательности.

6.29. Дана непустая последовательность неотрица­тельных целых чисел, оканчивающаяся отрицательным числом. Найти среднее арифметическое всех чисел пос­ледовательности (без учета отрицательного числа).

6.30. Дана непустая последовательность положитель­ных целых чисел a1, a2,…, оканчивающаяся нулем. Получить а1•а2,  а1•а2a3,  ..., 0.

6.31. Дана последовательность из n вещественных чисел. Первое число в последовательности нечетное. Найти сумму всех идущих подряд в начале последова­тельности нечетных чисел. условный оператор не ис­пользовать.

6.32. Дана последовательность из n вещественных чисел   начинающаяся с отрицательного числа. Определить    какое количество отрицательных чисел записано в  начале последовательности. Условный оператор не использовать.

6.33. Дана последовательность целых чисел a1, a2,…,a18 в начале которой записано несколько равных меж­ду собой элементов. Определить количество таких эле­ментов последовательности. Условный оператор не использовать.

6.34. Дана последовательность целых чисел, оканчи­вающаяся нулем. Общее количество чисел в последо­вательности не меньше трех (включая последний ноль). В начале последовательности записано несколько рав­ных между собой элементов. Определить количество таких элементов последовательности. условный опе­ратор не использовать.

6.35. Определить:

а) является ли заданное число степенью числа 3;

б) является ли заданное число степенью числа 5.

6.36. Известен факториал числа n. Найти это число (факториал числа п равен 1 • 2 • ... • п).

6.37. Дано число п. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25,... напе­чатать те, которые не превышают п.

6.38. Среди чисел 1, 4, 9, 16, 25, ... найти первое число, большее n.

6.39. Дано число n.

а) Напечатать те натуральные числа, квадрат кото­рых не превышает n.

б) Найти первое натуральное число, квадрат кото­рого больше п.

6.48. Рассмотрим последовательность, образованную дробями: 1/1, 2/1, 3/2, ..., в которой числитель (зна­менатель) следующего члена последовательности полу­чается сложением числителей (знаменателей) двух предыдущих членов. Числители двух первых дробей равны 1 и 2, знаменатели — 1 и 1. Найти первый член такой последовательности, который отличается от пре­дыдущего не более чем на 0,001.

6.50. Последовательность Фибоначчи образуется так:

первый и второй члены последовательности равны 1, каждый следующий равен сумме двух предыдущих (1, 1.2, 3, 5. 8. 13, ...). Найти:

а) первое число в последовательности Фибоначчи, большее п (значение n вводится с клавиатуры; п > 1);

б) сумму всех чисел в последовательности Фибонач­чи, которые не превосходят 1000.

6.51. Дано натуральное число. Определить, является ли оно членом последовательности Фибоначчи (см. предыдущую задачу),

6.52. Выяснить, входит ли заданное число а в после­довательность чисел 1, 2, 5, 12, 29, 70...

6.53. Выяснить, является ли заданное число п чле­ном арифметической прогрессии, первый член кото­рой равен f, а шаг — s.

6.54. Выяснить, является ли заданное число т чле­ном геометрической прогрессии, первый член которой равен g, а знаменатель — z.

 

Условный оператор после цикла.

 

6.55. Дано натуральное число.

а) Верно ли, что сумма его цифр больше 10?

б) Верно ли, что произведение его цифр меньше 50?

в) Beрно ли, что количество его цифр есть четное число?

г) Верно ли, что это число четырехзначное? Состав­ное условие и вложенный условный оператор не ис­пользовать.

д) Верно ли, что его первая цифра не превышает 6?

е) Верно ли, что оно начинается и заканчивается одной и той же цифрой?

ж) Определить, какая из его цифр больше: первая или последняя.

6.56. Дано натуральное число.

а) Верно ли, что сумма его цифр меньше А?

б) Верно ли, что произведение его цифр больше В?

в) Верно ли, что это число k-значное? Составное усло­вие и вложенный условный оператор не использовать.

г) Верно ли. что его первая цифра превышает m?

6.57. Дано натуральное число.

а) Верно ли, что сумма его цифр больше k, а само число четное?

б) Верно ли, что количество его цифр есть четное число, а само число не превышает b?

г) Верно ли, что оно начинается на Х и заканчивает­ся на Y?

д) Верно ли, что произведение его цифр меньше А, а само число делится на В?

е) Верно ли, что сумма его цифр больше М, а само число делится на N?

6.58. Дано натуральное число. Определить:

а) есть ли в нем цифра 3;

б) есть ли в нем цифры 2 и 5.

6.59. Дано натуральное число.

а) Определить, есть ли в нем цифра А.

б) Верно ли, что в нем нет цифры В?

в) Верно ли, что цифра А встречается в нем более К раз?

г) Определить, есть ли в нем цифры А и В,

6.60. Дано натуральное число. Выяснить, является ли оно палиндромом ("перевертышем"), т.е. числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

6.61. Дано натуральное число. Выяснить, является ли оно простым (простым называется натуральное число, большее 1, не имеющее других делителей, кро­ме единицы и самого себя). Оператор цикла с пара­метром не использовать.

6.62. Дано натуральное число. Установить, является ли последовательность его цифр при просмотре их спра­ва налево упорядоченной по возрастанию. Например, для числа 5321 ответ положительный, для чисел 7820 и 9663 — отрицательный и т.п.

6.63. Дано натуральное число. Установить, является ли последовательность его цифр при просмотре их спра­ва налево упорядоченной по неубыванию. Например, для чисел 5321 и 9663 отпет положительный, для чис­ла 7820 — отрицательный и т.п.

6.64. Дано натуральное число. Установить, является ли последовательность его цифр при просмотре их сле­ва направо упорядоченной по возрастанию. Например. для числа 1478 ответ положительный, для чисел 1782 и 1668 — отрицательный и т.п.

6.65. Дано натуральное число. Установить, является ли последовательность его цифр при просмотре их сле­ва направо упорядоченной по неубыванию. Например, для чисел 1368 и 1669 ответ положительный, для чис­ла 1782 — отрицательный и т.п.

6.66. Даны последовательность вещественных чисел a1, a2,…,a15 упорядоченная по возрастанию, и число n не равное ни одному из чисел последовательности и такое, что а1< п<а15. Найти элемент последовательности (его порядковый номер и значение), ближайший к n.

6.67. Дана последовательность вещественных чисел a1, a2,…,a15. Определить, есть ли в последовательности отрицательные числа. В случае положительного ответа определить порядковый номер первого из них.

6.68. Дана непустая последовательность целых чисел, оканчивающаяся числом 100. Определить, есть ли в после­довательности число 77. Если имеются несколько таких чисел, то определить порядковый номер первого из них.

6.69. Дана Последовательность натуральных чисел a1, a2,…,a20. Определить, есть ли в последовательности хотя бы одно число, оканчивающееся цифрой "7"? В случае положительного ответа определить порядковый номер первого из них.

6.70. Дана непустая последовательность целых чи­сел, оканчивающаяся числом — 1. Определить, есть ли в последовательности хотя бы одно число, кратное 7. В случае положительного ответа определить порядковый номер первого из них.

6.71. Дана непустая и упорядоченная по возраста­нию последовательность целых чисел, оканчивающая­ся числом 10 000. Определить порядковый номер пер­вого числа, большего заданного N. Если таких чисел в последовательности нет, то на экран должно быть вы­ведено соответствующее сообщение.

6.72. Известны оценки по информатике 28 учени­ков класса. Выяснить, есть ли среди них двойки.

6.73. Известны данные о мощности двигателя 30 мо­делей легковых автомобилей. Выяснить, есть ли среди них модель, мощность двигателя которой превышает 200 л.с.

6.74. Дана последовательность натуральных чисел a1, a2,…,a15. Определить, есть ли в последовательности хотя бы одна пара одинаковых "соседних" чисел. В случае положительного ответа определить порядковые номера чисел первой из таких пар.

6.75. Дана последовательность целых чисел, оканчи­вающаяся числом —1. Количество чисел в последова­тельности не меньше двух. Определить, есть ли в ней хотя бы одна пара одинаковых "соседних" чисел. В случае положительного ответа определить порядковые номера чисел первой из таких пар.

6.76. Дана последовательность натуральных чисел a1, a2,…,a15. Определить, есть ли в последовательности хотя бы одна пара "соседних" нечетных чисел. В слу­чае положительного ответа определить порядковые номера чисел первой из таких пар.

6.77. Дана последовательность целых чисел, оканчи­вающаяся числом 9999. Количество чисел в последова­тельности не меньше двух. Определить, есть ли в ней хотя бы одна пара "соседних" четных чисел. В случае положительного ответа определить порядковые номе­ра чисел первой из таких пар.

6.78. Дана последовательность вещественных чисел a1, a2,…,a15. Определить, является ли последователь­ность упорядоченной по возрастанию. В случае отри­цательного ответа определить порядковый номер пер­вого числа, "нарушающего" такую упорядоченность.

6.79. Дана последовательность вещественных чисел, оканчивающаяся числом 10 000. Количество чисел в последовательности не меньше двух. Определить, яв­ляется ли последовательность упорядоченной по воз­растанию. В случае отрицательного ответа определить порядковый номер первого числа, "нарушающего" та­кую упорядоченность.

6.80. Имеется список учащихся класса с указанием роста каждого из них. Выяснить, перечислены ли уче­ники в списке в порядке убывания их роста.

6.81. Имеются данные о сумме очков, набранных в чемпионате каждой из футбольных команд. Выяснить, перечислены ли команды в списке в соответствии с занятыми ими местами в чемпионате.

6.82. Дана последовательность целых чисел a1, a2,…,a15. Верно ли, что все элементы последовательности рав­ны между собой?

6.83. Дана непустая последовательность целых чисел, оканчивающаяся отрицательным числом. Верно ли, что все элементы последовательности равны между собой?

6.84. Дана последовательность из 20 чисел из интер­вала от 0 до 66, представляющих собой условные обо­значения костей домино (например, число 42 есть обозначение кости домино 4—2 или 2—4, число 33 — кости 3—3 и т.п.). Определить, соответствует ли по­следовательность чисел ряду костей домино, выложен­ному по правилам этой игры. Рассмотреть два случая:

а) последняя цифра каждого числа соответствует количеству точек на правой половине кости домино;

б) количеству точек на правой и левой половинах кости домино может соответствовать любая из цифр заданных чисел.

В обоих случаях оператор цикла с параметром не использовать.

 

Условный оператор в цикле.

 

6.85. Дано натуральное число. Определить:

а) количество цифр "3" в нем;

б) сколько раз в нем встречается цифра, равная последней;

в) количество четных цифр в нем. Составное усло­вие и более одного неполного условного оператора не использовать;

г) сумму его цифр, больших пяти;

д) произведение его цифр, больших семи;

е) сколько раз в нем встречаются цифры "О" и "5".

6.86. Дано натуральное число. Определить:

а) сколько раз в нем встречается цифра А;

б) количество его цифр, кратных Z (значение Z вво­дится с клавиатуры; Z = 2, 3, 4);

в) сумму его цифр, больших А (значение А вводится с клавиатуры; 0<А<8);

г) сколько раз в нем встречаются цифры Х и У.

6.87. Дана непустая последовательность целых чи­сел, оканчивающаяся нулем. Найти:

а) сумму всех чисел последовательности, больших числа X;

б) количество всех четных чисел последовательности.

6.88. Дана последовательность ненулевых целых чи­сел, оканчивающаяся нулем. Определить, сколько раз в этой последовательности меняется знак. (Например, в последовательности 10, —4, 12, 56, —4 знак меня­ется 3 раза.)

 

Максимум и минимум

6.89. Дано натуральное число.

а) Определить его максимальную цифру.

б) Определить его минимальную цифру.

6.90. Дано натуральное число.

а) Определить его максимальную и минимальную цифры.

б) Определить, насколько его максимальная цифра превышает минимальную.

в) Найти сумму его максимальной и минимальной цифр.

Во всех задачах два случаях два оператора цикла не использовать.

6.91. Дано натуральное число, в котором все цифры различны. Определить:

а) порядковый номер его максимальной цифры, считая номера:

— от конца числа;

— от начала числа;

б) порядковый номер его минимальной цифры, счи­тая номера:

— от конца числа;

— от начала числа.

Во всех случаях два оператора цикла не использовать.

6.92. Дано натуральное число, в котором все цифры различны. Определить порядковые номера его макси­мальной и минимальной цифр, считая номера:

а) от конца числа;

б) от начала числа.

6.93. Дано натуральное число. Определить номер цифры "8" в нем, считая от конца числа. Если такой цифры нет, ответом должно быть число 0, если таких цифр в числе несколько — должен быть определен номер самой левой из них.

6.94. Дано натуральное число. Определить, сколько раз в нем встречается максимальная цифра (например, для числа 132 233 ответ равен 3, для числа 46 336 — 2, для числа 12 345 — 1).

6.95. Дано натуральное число, Определить, сколько раз в нем встречается минимальная цифра (например, для числа 102 200 ответ равен 3, для числа 40 330 — 2, для числа 10 345 — 1).

 

Несколько натуральных.

 

6.96. Напечатать все кратные тринадцати нату­ральные числа, меньшие 100. Задачу решить двумя способами:

а) без использования оператора цикла с условием;

б) с использованием оператора цикла с условием.

6.97. Найти 15 первых натуральных чисел, делящихся нацело на 19 и больших 100.

6.98. Найти 20 первых натуральных чисел, делящихся нацело на 13 или на 17 и больших 500.

6.99. Найти 10 первых натуральных чисел, окан­чивающихся на цифру "7", кратных числу 9 и боль­ших 100.

6.100. Составить программу, определяющую общее число удалений и общее штрафное время каждой из хоккейных команд во время игры (игроки удаляются на 2, 5 или 10 минут). Окончание игры моделировать вводом числа 0.

6.101. Дано натуральное число. Определить, сколь­ко раз в нем встречается цифра, равная первой.

6.102. Дано натуральное число п (n > 9). Опреде­лить его вторую (с начала) цифру. Задачу решить дву­мя способами:

а) с использованием двух операторов цикла;

б) с использованием одного оператора цикла.

6.103. Дано натуральное число n (n > 99), Опреде­лить его третью (с начала) цифру. Задачу решить дву­мя способами:

а) с использованием двух операторов цикла;

б) с использованием одного оператора цикла.

6.104. Дано натуральное число.

а) Определить две его максимальные цифры.

б) Определить две его минимальные цифры.

В обеих задачах два оператора цикла не использовать.

6.105. Дано натуральное число, в котором все циф­ры различны. Определить:

а) порядковые номера двух его максимальны: цифр, считая номера:

— от конца числа;

— от начала числа;

б) порядковые номера двух его минимальных цифр, считая номера:

— от конца числа;

— от начала числа.

Во всех задачах два оператора цикла не использовать.

6.106. Дана непустая последовательность веществен­ных чисел, оканчивающаяся числом 1000, Последовательность является неубывающей. Несколько чисел, идущих подряд, равны между собой. Найти количе­ство таких чисел. Сколько различных чисел имеется в последовательности ?

6.107. Дана непустая последовательность веществен­ных чисел, оканчивающаяся нулем. Последовательность является невозрастающей. Найти количество различ­ных чисел в последовательности.

6.108. Найти наибольший общий делитель трех за­данных натуральных чисел, используя алгоритм Евклида и учитывая, что НОД(a, b, c) = НОД(НОД(a, b), с).

6.109. Дано натуральное число. Определить, какая цифра встречается в нем чаще: "0" или "9".

6.110. Дано натуральное число. Верно ли, что циф­ра А встречается в нем реже, чем цифра В?

6.111. Дано натуральное число. Определить, являет­ся ли разность его максимальной и минимальной цифр четным числом.

6.112. Дано натуральное число. Определить, являет­ся ли сумма его максимальной и минимальной цифр кратной числу А.

6.113. Дано натуральное число, в котором все циф­ры различны. Определить, какая цифра расположена в нем левее: максимальная или минимальная.

6.114. Дано натуральное число. Если в нем есть цифры "2" и "5",то определить, какая из них расположена в числе левее. Если одна или обе эти цифры встречаются в числе несколько рад, то должны быть рассмотрены самые левые из одинаковых цифр.

6.115. Дано натуральное число. Если в нем есть цифры А и В, то определить, какая из них расположена в числе правее. Если одна или обе эти цифры встречают­ся в числе несколько раз, то должны быть рассмотре­ны самые правые из одинаковых цифр.

6.116. Составить программу, которая ведет учет оч­ков, набранных каждой командой при игре в баскет­бол. Количество очков, полученных командами в ходе игры, может быть равно 1, 2 или 3. После любого изменения счет выводить на экран. После окончания игры выдать итоговое сообщение и указать номер команды-победительницы. Окончание игры условно мо­делировать вводом количества очков, равного нулю.